logo
учебник Солонин, Каганов

276 Глава 12. Типологические характеристики культур

мир раздробленным, а отвергая семантический принцип знаковости,

они представили его бессмысленным. XIX в. не.оправдал их надежд

на социальный прогресс и процветание общества. Реакцией на это

стало стремление восстановить единство и осмысленность карти- ,

ны мира и заново оценить сущность и перспективы человеческой

истории. Путь к новому типу культуры, однако, был определен векторами,

заданными культурой Просвещения. Он лежал в направлении

развития науки и философии, прогресса техники, экономики и промышленности,

практического овладения силами природы.

Системность и историзм —характерные черты мышления творцов

семантико-синтактической культуры. В XIX в. формируется целостное

научное мировоззрение. XX столетие вносит в него существенные

перемены, но они еще более способствуют синтезу наук

(ярким проявлением этого может служить возникновение синергетики).

В философии XIX в. властителем дум становится Гегель, создавший

грандиозную целостную систему, в которой мир предстает

устроенным разумно и осмысленно —как стройная логическая конструкция,

воплощающая в себе деятельность мирового разума. Русская

философия второй половины XIX —начала XX в. идет в том

же направлении. Великий мыслитель России Вл. Соловьев выдвигает

идею Всеединства и обращается к символическому образу космической

и всечеловеческой Софии, воплощающей в себе высшую мудрость

и любовь. Символизм и импрессионизм в живописи, ≪серебряный

век≫ русского искусства ищут тайный мистический смысл и

взаимосвязь явлений. Конструктивисты соединяют художественное

видение вещей с прежде казавшимся абсолютно противопоказанным

ему технико-геометрическим, ≪машинным≫ конструированием их форм.

Все это —поиск синтеза, возвращающий в культуру синтактическое

начало. Но его возврат не есть простой повтор прошлого: вместо

нерасчлененного и религиозно-мистического понимания целого

(мира, государства, народа и т.д.) создается его системная, аналитико-

синтетическая трактовка, при которой учитываются как зависимость

элементов-индивидов от структуры целого, так и их природа, взаимосвязь

между собой и взаимодействие с целым.

Слово, знак, символ, язык вновь внушают уважение. Эта тенденция,

наметившаяся в XIX в., превращается в мощнейший фактор,

формирующий облик культуры XX в. Провозглашается и быстро

приобретает статус тривиальной истины идея мифологичности, символичности

и знаковости всех человеческих представлений.

К. Малевич рисует знаменитый ≪Черный квадрат≫, выступающий

как знак неведомой реальности. Широкую публику привлекает и

волнует загадочная символика сюрреалистических картин Дж. Ки-

рико и С. Дали.