logo
учебник Солонин, Каганов

11.3. Функционирование культуры 249

жение реальности в ее преображение силой воображения и его

наиболее активной формы —фантазии.

В особых исторических ситуациях, при определенных состояниях

культуры оказываются возможными и необходимыми синтетические

художественно-философские структуры —это прежде всего

мифы, в которых сознание и самосознание культуры были еще неразделимы,

далее —после обретения самостоятельности сознания и

самосознания —периодические поиски их взаимосвязи в творчестве

древнегреческих драматургов, ренессансных поэтов и живописцев

(от Данте и Джотто до Петрарки и Рафаэля), художников-мыслителей

эпохи Просвещения Дидро и Вольтера, Лессинга и Свифта,

представителей экзистенциалистской культуры XX в. Сартра и Камю,

Карне и Антониони. Вместе с тем уже в XIX в. в так называемой

философии жизни≫ стала развиваться тенденция ≪самоотречения≫

философии от врожденной ей дискурсивности и стремления преобразиться,

как в сочинениях С. Кьеркегора и Ф. Ницше, в род художественной

публицистики, противопоставленный ≪устаревшему≫ классическому

дискурсу философов-просветителей и их великих наследников

Г. Гегеля, О. Конта, Л. Фейербаха, К. Маркса. В XX в.

торжество индивидуалистической свободы мышления и творчества

привело к хаотическому соседству в модернистской и постмодернистской

культуре всех возможных модификаций взаимоотношений

искусства и философии —от их обоюдно-равнодушного, если не презрительного,

противостояния до ≪охудожествления≫ философии, с одной

стороны, и ≪философизации≫ искусства —с другой. В конце прошлого

столетия эти процессы затронули нашу культуру, породив скептическое

отношение к самой возможности определить сущность философии

и искусства, а-тем самым и существо их взаимоотношений.

Однако исторический анализ показывает, что изменение этих

взаимоотношений в той же мере определяется исторической динамикой

культуры, что и их самоопределение в ходе распада мифологического

сознания. А это значит, что нынешняя ситуация не является

конечной и вечной, дальнейшее развитие культуры предъявит

искусству и философии свои требования, и задача культурологии

состоит в том, чтобы понять, каким будет этот призыв. Представляется,

что будущее культуры связано с преодолением нынешнего

хаоса и восстановлением на основе усвоения всех достижений культуры

XX столетия того тысячелетиями апробированного ≪разделения

труда≫ между философией и искусством, которое необходимо

для полноценного выполнения ими их исконных функций. Видимо,

при всем многообразии возможных форм их взаимодействия и взаимопроникновения

философия должна оставаться философией, а искусство

искусством.