logo
учебник Солонин, Каганов

13.4. Региональная типологизация культуры 313

Он инстинктивно питает уважение к жизни, чутьем улавливает красоту

природы. ≪Мозг лишь играет роль ретрансляционной станции,

пишет Сенгор. —Мой друг-негр, африканский поэт, как-то признался

мне, что прекрасное в любом своем проявлении ударяет ему

в пах, производя сексуальное впечатление≫. Живость, непосредственность,

интуитивность, чувствительность, сексуальность —это характерные

для африканского негра формы субъективного, но вместе с

тем глубоко верного постижения сокровенных тайн природы.

Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные

ценности африканского негра: религию, социальные структуры, искусство

и литературу и, главное, гениальность его языка≫. Для негра

видимое, плотское есть лишь проявление невидимого, духовного. Мир

для него полон магии и одушевлен. ≪Поэтому африканский негр

глубоко религиозен≫. В негритянском обществе техническая деятельность

была и остается подчиненной целям религиозным, магическим,

художественным. В центре внимания негритянского общества

не техника, а человек с его духовной жизнью. Стихия африканца

танец, музыка, спорт, теплота человеческих отношений. Ему не

нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда

ему и абстрактная, сухая и обезличенная наука белых людей: он

постигает все и без нее —с помощью своей ≪африканской науки≫

чувствования и сопереживания.

По Сенгору, негритянская культура —антипод культуры белых

народов Севера. Он считает, что африканская культура не только

стоит наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит

ее. Указывая на невротичность западного индустриализованного

общества, Сенгор полагает, что будущее человечества должно лежать

на путях принятия ценностей негритянской культуры.

Если вдуматься в даваемое сторонниками негритюда описание

культуры Юга, то в нем нетрудно узнать черты, характерные для

первобытно-мифологической культуры. Негритюд, в сущности, романтизирует

архаическое сознание, воспевает культуру, свойственную

детству человечества≫. Живая, органическая слитность субъекта

с объектом, наивно-детский, эмоциональный, интуитивный образ

видения мира —это когда-то (в доантичные и даже в послеантич-

ные времена) было и в западной культуре, но в современном ее

состоянии давно исчезло. Однако возврат к детству в жизни общества,

как в жизни индивида, может воскресить утраченную с годами

свежесть чувств и радость бытия. Подобное в какой-то мере

происходит в западном обществе.

Вливание ≪свежей африканской крови≫ заметно обновило и эмоционально

обогатило искусство Севера,' в особенности музыку и

314 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

танец. Так, всеобщее распространение получили в наше время импровизационный

джаз (начиная с ≪горячей пятерки≫ Л. Армстронга,

которая ввела в культуру Севера рожденные в негритянской

музыке традиции); рэгги —пришедшая с Карибских островов легкая

музыка в стиле ≪калипсо≫ и ≪диско≫, а также музыка ≪черного

гетто≫, угрюмая, тягуче-ритмическая, наполненная религиозно-мистическим

духом ≪вибрация корней≫; рэп, возникший на фольклорной

основе африканских-состязаний в ускорении ритма (пока кто-

нибудь не собьется в скороговорке); брейк-данс (≪низкое верче-I

ние≫ и ≪электрик≫ —дергающиеся движения, которые были

восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от

древнего акробатического танца африканских негров).

Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество таких

выдающихся европейских художников конца XIX —начала XX в.,

как Гоген, Вламинк, Матисс, Пикассо, Дали и др. Африканская культура

явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи.

Многие европейские и американские поэты и писатели (Апол-i

линер, Кокто и др.) отразили в своих произведениях ее мотивы. Эхо I

африканской культуры присутствует в философии (например, в кон- ;

цепции ≪уважения к жизни≫ европейского мыслителя XX в. А. Швей-1

цера, долгое время проведшего в дебрях Африки). Благодаря негритянским

спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритмикой

движений стали живее, острее и динамичнее многие спортивные

зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др.

Таким образом, культура Юга уже сейчас оказывает заметное

воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное

освоение южными народами достижений культуры северных стран.

Дальнейшее усиление контактов между Севером и Югом, несомненно,

будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных

миров.