logo
учебник Солонин, Каганов

19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515

б) экстенсивность —от нулевой точки любви к себе (эгоизма)

до любви к человечеству и всем живущим созданиям универсума;

в) длительность —от кратчайшего момента до нескольких десятилетий

жизни индивида или группы;

г) чистота —от любви ради самой любви, ради любимого человека

вне мотивов пользы, вознаграждения, удовольствия до корыстной

любви, связанной с ожиданиями приключений, выгоды, наслаждения;

д) адекватность —от ≪слепой≫ любви, избирающей неверные

средства и поэтому приводящей к обратным результатам, до любви

мудрой,глубокой и обоснованной.

Эти параметры позволяют проследить возрастание или уменьшение

любви в человеке, группе или обществе.

Особое значение придает ученый деятельности ≪апостолов любви

: творческих личностей, героев, проповедников. Гомер, Шекспир,

Бах, Бетховен, Платон, Ньютон, а также великие альтруисты Будда,

Иисус Христос, Лао-Цзы, Конфуций, св. Франциск Ассизский, М. Ганди

были ≪источниками любви≫ в своих учениях. Каждый великий творец

в сферах науки, философии, религии, технологии или изящных

искусств является ≪гигантской энергетической станцией≫, излучающей

энергию любви. Потому необходимо всемерно содействовать

их творчеству и увеличивать их влияние на людей.

Но как бы ни был велик их энергетический потенциал, он должен

быть дополнен возрастанием доброжелательной атмосферы в

жизни и поступках обыкновенных людей и групп. П.А. Сорокин

выдвигает термин ,≪альтруизации≫ посредством культуры, которая

должна пропитать человечество благодатью любви и освободить от

яда вражды. Культурным системам надлежит излучать позитивную

энергию любви и приостанавливать распространение негативного

влияния ненависти. Такой подход к культуре будет способствовать

возникновению дружественной атмосферы в обществе,

предотвращению конфликтов, содействию творческой деятельности,

уменьшению страданий и созиданию теплой, доброжелательной

атмосферы в общении.