logo
учебник Солонин, Каганов

342 , Глава 15. Исторические особенности русской культуры

идеология вдохновляла византийско-имперские амбиции и завое

вательные устремления русского царизма. Российское государство

стало расширяться, главным образом за счет присоединения с л а |

бонаселенных азиатских просторов, и превратилось, в конце к о н |

цов, в могущественную империю. А с другой стороны, под влиянием

этой идеологии все силы тратились на овладение громадными

территориями, их охрану и освоение, и на обеспечение экономического

прогресса и культурное развитие народа сил уже не оста!

валось. По словам русского историка В.О. Ключевского, ≪государе

ство пухло, народ хирел≫.

Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории

с разнообразным этническим составом населения, держалась

на централизованной самодержавной власти, а не на единстве куль-J

туры. Это отводило проблему ее культурной интеграции на задний:;

план и определяло особое значение государственности в истории

России. Отсюда проистекали как слабость импульсов, побуждавших

власть заботиться о развитии культуры, так и особая сила православно-

государственного элемента в русском патриотизме.

Имперская идеология за пять веков завоевала прочные позиции1

в русской культуре. Она проникала в умы аристократов и простых

крестьян, закрепившись в качестве культурной традиции, которая

поддерживала прославление ≪православия, самодержавия, народности

. На ее почве развивалось мессианское сознание пред-1

ставление о данном от Бога великом предназначении России в

истории человечества.

В своих крайних формах мессианство доходит до воинствующе-1':!

го шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с мани-'1

ей величия. Оно с презрением осуждает ≪загнивающий≫ и ≪дряхле-,

ющий≫ Запад с его бездуховностью и Восток с его пассивностью и?1

отсталостью, провозглашая превосходство православного русского::

духа≫, несущего в мир добро, и его грядущее торжество над темными

силами мирового зла, царящими в зарубежных странах. Явственный

отзвук мессианства был слышен и в советской пропаганде^

которая рисовала образ России, идущей ≪во главе всего прогрессивного

человечества≫ и борющейся с ≪мрачными силами реакции≫ щ

победу коммунизма во всем.мире≫.

В славянофильстве XIX столетия делались попытки развить мессианские

представления в нравственно-гуманистическом ключе.

Славянофильская публицистика возвышенно говорила о русском

народе как о богоизбранном носителе особой духовной силы, призванном

сыграть миротворческую и объединительную роль в построении

будущего всемирного сообщества народов. В русле этих

15.4. Из культурнойизоляции —к интеграции с авропейекой культурой 343

представлений возникли горячие споры вокруг ≪русской идеи≫, т.е.

иокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского

народа. Эти споры продолжаются и поныне, главным образом в

связи со стремлением определить особый, ≪третий≫ (не западный и

не восточный, не социалистический и не капиталистический) путь

развития России.

Что замыслил Творец о России?≫ —так формулировал вопрос

о русской идее Бердяев. Эта постановка вопроса несет в подтексте

мысль о существовании какой-то специфической задачи, для решения

которой Бог избрал Россию и которую никто кроме русского

народа решить не может. Сходная идея о богоизбранности народа

выдвигалась в древнееврейской религии; в свою особую историческую

миссию верили древние римляне, а в XIX—X вв. —немцы

и американцы. Но в современных национальных культурах такие

мысли встречаются редко. Французы или шведы, например, вряд

ли будут жарко спорить о том, для чего Бог создал Францию или

Швецию. Стоит вспомнить, во что обошлась Германии и всему человечеству

немецкая идея≫, которой Гитлеру удалось соблазнить

свой народ. Сейчас Германия, как и другие страны, живет без особой

национальной идеи, и не видно, чтобы это причиняло немцам

страдания и как-то задевало их национальные чувства. В конце

концов, ≪идея≫ у. всех государств одна: создавать условия для благополучной

и счастливой жизни своих граждан (причем для всех граждан

независимо от их этнического происхождения). И никакую другую

национальную идею≫ нет необходимости придумывать.