logo
учебник Солонин, Каганов

4.2. Цивилизация 75

Бескорыстные, духовные, нравственно-высокие интересы и стремления

оттеснялись на задний план, а подчас попросту вытеснялись.

Так развивался, углублялся, обострялся конфликт между научно-

техническим прогрессом, неразрывно связанным с экономикой, и

духовно-нравственным, религиозным, художественным потенциалами

культуры. Его драматизм особенно проявился в использовании

научных достижений в области химии для массового уничтожения

людей в Первой мировой войне; в атомной бомбардировке

японских городов в конце Второй мировой войны; неодолимо

развивающемся экологическом кризисе, породившем все более мощное

движение ≪зеленых≫, а в наши дни и консервативный антиглобализм,

наконец, в опасных для сохранения человеком своих человеческих

качеств экспериментах генной инженерии, которая сделала

возможным вторжение соответствующих технологий в генофонд

человека. Таким образом, разведение понятий ≪культура≫ и ≪цивилизация

≫ является не прихотью теоретиков, а попыткой теоретически

описать фундаментальные противоречия жизни человечества в

эпоху капитализма, индустриализма, тотальной технизации бытия,

реальной угрозы превращения человека в ≪киборга≫ —кибернетический

организм, утративший обретенное им в ходе истории духовное

содержание.

В советское время такое понимание цивилизации не получило

распространения в нашей философии потому, что господство примитивно

трактовавшегося марксизма утверждало ценностный примат

материального над духовным, а высокая ценность духовной

жизни казалась скомпрометированной ее связью с религией, потому

что бедность, нищета, техническая неразвитость быта порождали

стремление ≪догнать и перегнать Америку≫. Однако с крушением

ленинско-сталинскои примитивной версии марксизма как

≪единственной подлиннонаучной идеологии≫ и переориентацией

общественного бытия на рыночные отношения в отечественной

культурологии сложился так называемый ≪цивилизационный подход

≫, понимающий под ≪цивилизацией≫ единство определенного

типа общества и соответствующего ему типа культуры.

Учитывая то обстоятельство, что доцивилизационный период существования

культуры был во много раз более длительным, чем цивилизационный

(последний длится не более четырех тысячелетий,

тогда как культурогенез, соответствующий времени антропогенеза,

по последним археологическим данным, насчитывает более четырех

миллионов лет!), исследователи вынуждены отказаться от научного

освоения гигантского доцивилизационного периода истории человечества.

Кроме того, цивилизационный подход ставит перед необхо-