logo
учебник Солонин, Каганов

7.2. Регулятивы и нормы 153

пировки, компании, сообщества и организации. Примерами групповых

норм первого вида могут служить ≪кодексы дворянской чести

, правила светского этикета, уставные формы обращения военнослужащих

к друг к другу. Нормы второго вида —это, например,

правы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды,

посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи,

установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном обществе);

традиции учебного заведения; принятая в компании

друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что групповые

нормы вступают в противоречие с нормами общекультурными

или нормами более широкой группы.

Ролевые нормы определяют характер поведения, которого мы

ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной позиции.

Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери,

друга **- это своего рода социальные ≪клеточки≫, сплетенные из

некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую ≪клеточку≫,

человек должен действовать в соответствии с этими нормами.

Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат

исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же

письменным инструкциям. В этом отношении она сходна с театральной

ролью: личность, взяв на себя определенную социальную

роль, выполняет то, что диктуется культурным ≪сценарием≫, —обычаями,

правилами этикета, правовыми нормами, служебными инструкциями

и т.д.

Весь мир —театр.

В нем женщины, мужчины —все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

(Шекспир)

Примечательно, что само слово ≪личность≫ (лат. persona) первоначально

означало маску, надевавшуюся актерами в древнегреческом

театре (≪личину≫). И как в театре, так и в жизни исполнение

роди предполагает, что есть с кем и для кого ее исполнять. Нельзя

быть руководителем без подчиненных, покупателем без продавца,

сыном без родителей, так же как и актером без зрителей. Участники

и наблюдатели ≪спектакля жизни≫, бдительно контролируют и

оценивают, как личность справляется со своей социальной ролью,

т.е. насколько хорошо она выполняет в своем поведении нормы,-'

данные для этой роли культурным ≪сценарием≫.

Социальные роли в жизни, как и роли в театральной пьесе, взаимосвязаны.

Поэтому если изменяются нормы поведения, харак-