logo
учебник Солонин, Каганов

20.2. Постмодернизм

Модель, выдвинутая Делёзом и Гваттари, не есть соответствие

какой-то конкретной исторической ситуации или тому или другому

месту на Земле. Согласно их концепции, ризома не застывшее явление,

она продолжает формироваться и углубляться, находясь в процессе

развития, совершенствования. Существенным моментом процессуальное

ризомы является принципиальная непредсказуемость

ее будущих состояний.

Пожалуй, особую позицию среди постмодернистских исследователей

занимает Ж. Бодриияр (р. 1929), в работах которого анализируется

целый спектр кризисных явлений, происходящих в культуре

XX в. и затрагивающих, все сферы духовной и практической

деятельности человека: экономику, политику, идеологию, производство,

психологию, искусство, рекламу, моду. Многие особенности

современной культуры Бодриияр выводит из своей концепции си-

мулякров, изложенной им в ряде публикаций, в том числе в книгах

Символический обмен и смерть≫ (1976), ≪Симулякры и симуляция

(1981). Под симулякрами он понимает образы, поглощающие,

вытесняющие реальность. Симулякры воспроизводят и

транслируют смыслы, неадекватные происходящим событиям, факты,

не поддающиеся однозначной оценке.

Симулякры, по мнению автора, возникают лишь на определенном

этапе развития культуры. Так, например, нет их в кастовом

обществе, поскольку знаки защищены в нем системой запретов,

обеспечивающей их полную ясность и наделяющей каждый недвусмысленным

статусом. В эпоху Ренессанса наступает царство освобожденного

знака, и в связи с этим общество, как утверждает

Бодриияр, неизбежно вступает в эпоху подделки. Он различает

три уровня симулякров.

Знаки первого уровня —симулякры-подделки в эпоху Возрождения

сложные, полные иллюзий, с двойниками, зеркалами, театром,

играми масок —с приходом машин превращаются в знаки

грубые, скучные, однообразные, функциональные и эффективные. В

этом видит Бодриияр отличие симулякров первого уровня от второго,

называя этот процесс ≪радикальной мутацией≫.

Знаки второго уровня —симулякры-продукция в индустриальную

эпоху —образуются в техническую эпоху воспроизводства,

которой присуща чистая серийность. Бодриияр отмечает, что впервые

сделал важные выводы из принципа воспроизводства В. Бень-

ямин в статье ≪Произведение искусства, в эпоху его технической

воспроизводимости≫. Беньямин был первым, кто усмотрел в технологии

производства средство, форму и принцип совершенно нового

поколения смыслов. Беньямин, а за ним М. Маклюэн, считает Бод-