logo
учебник Солонин, Каганов

126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

С возникновением письменности начинают складываться языко^

вые нормы и правила. Это делает возможным создание нормиро-j

ванного литературного языка. В нем вырабатываются стойкие грамг

матические формы, усложняются речевые обороты и конструкции^

Появляются и принципиально неосуществимые в устной речи npfn

емы обработки текста: выделение абзацев и разделов, разделение.

основного содержания и комментариев, сносок, указателей к нему,]

введение графического оформления, облегчающего понимание смыслам

таблиц, рубрикаций текста и т.д. В результате обогащаются и со-'

вершенствуются способы выражения мысли в языке, повышаются]

точность и глубина передачи ее тончайших нюансов.

С развитием знаковых систем записи неизмеримо возрастает

количество циркулирующей в обществе информации. Бесписьмен--

ные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний,

который хранился в фольклоре —мифах, устном эпосе, пословиц

цах. Этот объем был ограничен возможностями памяти индивида,!

выступавшего в роли жреца или сказителя. Письменность позволяет

обществу транслировать информацию, количество которой нМ

много превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают^

библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие|

его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные щ

пространственные границы общения: становится возможной ком-j

муникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг"

от друга и в разное историческое время. Это позволило, например,.)

многое узнать о жизни давно исчезнувших народов —древних)

египтян, хеттов, инков, восстановить через несколько веков после]

гибели Римской империи римскую систему права и положить ее в'|

основу европейской юриспруденции.

Благодаря письменности изменяется качество информации, сохраняющейся

в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, ко-1

торая среди современников ее автора не встречает понимания и]

потому считается незаслуживающей запоминания, без письменно-i

сти была бы забыта после смерти автора, и потомки бы о ней.не]

знали. Письмо дает возможность запечатлеть и сохранить ее. Это

открывает широкие возможности для развития творчества, для спе-,

циализации интеллектуальных усилий его членов в направлениях^

выходящих за рамки общепринятых взглядов и интересов.

Письменность открыла путь к тиражированию текстов —кни-i

гопечатанию. Оттиски написанного краской на деревянных и мед-j

ных досках научились делать еще в VII в. в Китае и Индии. Aj

когда золотых дел мастер Иоганн Гутенберг из Майнца изобрел

печатный станок и набор текста из стандартных литер шрифта, ста-<