logo
учебник Солонин, Каганов

Глава 11

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

11 Л. Культура и человек

Приступая к рассмотрению вопроса о соотношении культуры и

человека, необходимо прежде всего предостеречь от частой теоретической

ошибки —отождествления понятий ≪человек≫ и ≪личность

. ≪Человек≫ обозначает род Нотб sapiens, т.е. общие свойства

данного вида живых существ, а ≪личность≫ —единичного представителя

этого вида, индивида. При этом ≪личность≫ не является

синонимом ≪индивида≫ —не всякий индивид является личностью:

принципиальное различие содержания данных понятий состоит в

том, что индивидом человек рождается, а личностью становится (или

не становится) в силу определенных объективных и субъективных

условий. ≪Индивид≫ —понятие, характеризующее отличительные

черты каждого конкретного человека, животного и даже молекулярного

соединения (в естествознании используется понятие ≪химический

индивид≫), тогда как ≪личность≫ —понятие, неизвестное

ни химии, ни биологии, поскольку оно обозначает духовный облик

индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде

его жизни, разумеется, во взаимодействии с его врожденными ана-

томо-физиологическим и психологическими качествами.

Реальное значение различения смысла этих понятий обнаруживается

при разных подходах: педагогическом, социально-историческом,

культурологическом. Начавшись с растворенности ≪Я≫ в ≪Мы≫, история

человечества в той или иной мере сохраняет ≪безличность≫ индивида

на протяжении всего времени существования традиционного общества

и традиционной культуры —они потому и. называются традиционными,

что основаны на господстве традиций, т.е. независящих от

индивида, транслируемых из поколения в поколение стабильных форм