logo
учебник Солонин, Каганов

18,3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 461

природы ≪без посредства художника-человека≫ дионисическое и

аполлоническое начала проявляются как художественные силы, в

которых ≪художественные позывы этой природы получают ближайшим

образом и прямым путем свое удовлетворение≫1. В европейской

культуре философ видит продолжение традиций культуры

античной. Дионисическое искусство становится для него своеобразным

символом жизненности, Ницше, надеется на его возрождение.

Эти воззрения пришлись по вкусу художникам, следующим

идеям Ницше, что выразилось в выявлении и усилении природного,

стихийного, неорганизованного начала в творчестве рубежа

XIX—X вв.

С христианизацией Европы Ницше связывает появление нигилизма

и декаданса. Отвержение христианского Бога у Ницше — это, по сути, выступление против европеизма. Иначе оценивает он

богов иных культур. Так, например, он считает, что арийский бог,

который в Древней Индии помог первочеловеку создать ≪Законы

Ману≫, во много раз превосходит христианского Бога, ибо способствует

идее мощи, жизненной силы, идее существования. В автобиографическом

Ессе Homo≫ об иудео-христианском Боге сказано

так: ≪Понятие "Бог" выдумано как противоположность понятию

жизни —в нем все вредное, отравляющее, клеветническое, вся смертельная

вражда к жизни сведены в ужасающее единство!≫^ В восточных

религиях Ницше видит иные ориентации и потому противопоставляет

их христианству: ≪Совершенно с противоположным

чувством я читаю книгу законов Many, произведение, несравненное

в духовном отношении; даже назвать его на одном дыхании с

Библией было бы грехом против духа≫3. Характерно, что его внимание

с юности привлекал образ перса, это способствовало появлению

сочинения ≪Так говорил Заратустра≫. Заметим, что мыслителя

привлекал не реальный, а древний Восток, скорее литературный, условный.

В философии Ницше снят дуализм души и тела. ≪Является решающим

обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего

места не с души... надлежащее место есть тело, наружность,

диета, физиология≫4. Провозглашение единства души и тела ставится

им в заслугу античности: ≪Греки остались поэтому первым кулъ-

1 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. В 2 т.

1. М., 1990. С. 63.

2 Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 768.

3 Там же. С. 683.

4 Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.

.ч. В 2 т. Т. 2. С. 622.

L