logo
учебник Солонин, Каганов

326 Глава 14. Историческая типологизация культуры

далекие от идеологии гуманизма и по своему мировоззрению мало

чем отличавшиеся от средневековых еретиков более раннего времени.

Гуманизм сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль.

С одной стороны, Реформация шла по его стопам: гуманизм расчистил

путь для нее тем, что подорвал престиж церкви, ослабив ее контроль

над искусством и возвысив светскую ученость. С другой же

стороны, Реформация была восстанием не только против католической

церкви, но и против гуманизма: ее фанатической религиозности

и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух интеллектуальной

и нравственной свободы, который несла в себе гуманистическая

культура итальянского Возрождения. Борьба между католичеством

и протестантством имела для судеб ренессансной культуры

трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию

контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследованию

инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса

запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех

сторон, культура Возрождения задохнулась в атмосфере религиозной

нетерпимости.

Но эпоха Ренессанса оставила после себя наследие, во многом

обусловившее характер дальнейшего культурного развития Европы.

Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую

культуру привела к созданию необычного, оригинального явления:

культура Возрождения была переходной культурой, возможно,

самой великой культурой перехода, которая когда-либо была в

мировой истории≫'. Оригинальность ее заключалась в том, что она

представляла собой диалог культур. ≪Ренессанс —это культура

общения культур≫2. И если Европа в последующие столетия сумела

построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире,

то немалую роль в этом сыграл опыт культурного синтеза, накопленный

Возрождением, —опыт усвоения, переработки и соединения

в единое целое элементов различных культур.

Культура Нового Новое время —с XVII до начала XX в. —это

времени историческая эпоха, в течение которой культура

западноевропейских стран обрела ту развитую

форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую

обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в

целом как об особом типе культуры. В предшествующие эпохи культура

Европы еще не была ≪европейской≫ в этом смысле, а в наше

время она уже перестала быть специфически ≪европейской≫, т.е.

1 Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. С. 170.

2 Там же.