logo
учебник Солонин, Каганов

128 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

ричные знаковые системы≫, ≪вторичные языки культуры≫, ≪культур

ные коды≫. Но как бы они.ни назывались, эти вторичные, ≪сверх1

лингвистические≫ семиотические образования обладают особой, KaKi

правило, более сложной структурой (они ≪приобретают дополнительную

сверхструктуру≫, как говорил Лотман), чем первичные языки,

что позволяет с их помощью в разных ракурсах ≪моделировать

мир, в котором' мы живем. ≪Под "вторичными моделирующими

системами" имеются в виду такие семиотические системы, с помо

щью которых строятся модели мира или его фрагментов≫2.

Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнооб

разны. Это языки таких форм культуры, как мифология и религия

философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание

Интернет и др. В социальной жизни большую роль играют язык

различного рода церемониалов и обрядов, представляющие собой'

комбинации ритуальных действий, предметов, словесных формул^

имеющих символическое значение и определяющих форму поведения

людей. Постоянно растущее и чрезвычайно богатое по свои:

выразительным возможностям множество языков создает искус

ство. Некоторые из вторичных знаковых систем культуры являют-]

ся ≪надстройками≫ над естественным вербальным языком, напри

мер язык поэзии. Другие образуются в результате синтеза разны

типов знаковых средств, например язык оперы.

Разнообразие первичных и вторичных знаковых систем, их взаи-;

модействие и взаимопересечение —необходимое условие функции

онирования и развития культуры. ≪Итак, культура —исторический

сложившийся пучок семиотических систем (языков), который мо4

жет складываться в единую иерархию (сверхъязык), но может пред4

ставлять собой и симбиоз самостоятельных систем≫3. Каждый чц

ловек выступает как ≪полиглот≫, владеющий множеством языков

культуры.

Семиотика и Исторически сложившиеся правила этикета, ма-1

история нера одеваться, освященные обычаями нормы отГ

ношений между людьми и т.п. выступают как куль!

турные коды, в которых люди в каждую эпоху выражают и воспри-1

нимают смысл ≪текста≫, ≪контекста≫ и ≪подтекста≫ происходящим

событий;

I

1 Оно было предложено Б.А. Успенским, в частности, с целью избежать частое

го употребления термина ≪семиотика≫, поскольку он вызывал неприятие со сторм

ны официальной идеологии.

2 Лотман Ю.М. Семиосфера. С. 520.

3 Там же. С. 397.