logo
учебник Солонин, Каганов

12.6. Массовая и немассовая культуры 289

котором он добровольно отказывается от своей индивидуальности.

Спустя десять лет после выхода книги Лебона австрийский

психолог, родоначальник психоанализа 3. Фрейд в свой статье

Психология масс и анализ человеческого Я≫ пришел к неутешительному

выводу о том, что утрата индивидуальности, возвращение

в доиндивидуальное состояние является актуализацией архаических

пластов психики, свойственной всем людям.

Позднее ученые различных профессиональных ориентации обращались

к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились

в русле лебоновско-фрейдовской традиции: масса —это специфическая

форма общности людей, которой свойственны агрессивность,

стадная архаичность, деструктивность, примитивность стремлений,

пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность,

спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику,

переменчивость, неукорененность и пр. Повторим, человеком

массы может стать всякий вне зависимости от собственной

индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни

даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказавшись

в соответствующей ситуации, человек не превратится в озверевшего

проводника деструктивных импульсов массы.

Однако для того чтобы создалась возможность объединения людей

в массовые множества, необходимо, чтобы в обществе отчетливо

проявился ≪человек массы≫ как носитель особого типа сознания

массового сознания. Анализу характерных черт такого

человека посвящена вышедшая в 1930 г. работа испанского мыслителя

X. Ортеги-иТассета ≪Восстание масс≫. Эта книга, почти сразу

после выхода из печати переведенная на все европейские языки,

породила широкий научный и культурный резонанс, не утихающий

до сего дня. Термин ≪масса≫ философ не привязывает ни к какому

социальному классу. Человек массы —это характеристика надсо-

циальная, существующая ≪поверх≫ традиционных классов. Главным

определителем человека массы служит усредненность: ≪Масса — это посредственность≫. Самое же неприятное состоит в том, что в

наше время, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, именно такие ≪заурядные

души≫ доминируют. Вознесение ≪усредненного человека≫ — результат тех социально-культурных сдвигов, которые произошли

на рубеже XIX и XX столетий. Наряду с положительными сторонами

исторического прогресса —подъемом техники, созданием новых

потребительских благ, обеспечением более комфортных форм

жизни и пр. —проявились и негативные. ≪Славу и ответственность

за выход широких масс на историческое поприще несет XIX

10 Культурология