logo
учебник Солонин, Каганов

460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Ф. Ницше и его Наиболее крупным представителем, который зал

философия жил фундамент ≪философии жизни≫ и дал проло.

жизни≫ к новой культурно-философской ориентации, яв,

ляется Ф. Ницше (1844—900). Мир жизни едим

целостен, вечен, утверждал он, что не-означает его стабильности, а!

напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение

В учении Ницше получила .негативную оценку концепция ≪дву

миров≫, свойственная многим течениям философии не только про!

шлого, но и настоящего времени. ≪Делить мир на "истинный"'J

"кажущийся", • . утверждал мыслитель, —все равно, в духе л

христианства или в духе Канта (в конце концов коварного хрис;

тианина), —это лишь внушение decadence —симптом нисходя,

щей жизни...≫1. "Кажущийся" мир есть единственный: "истинны

мир" только прилган к нему...≫2 В рамках этого исходного пред

ставления о мире философ рассматривает познание, истину, науку

искусство и в конечном счете культуру в целом.

В своей ранней работе ≪Рождение трагедии, или Эллинство

пессимизм≫ (1872) Ницше обращается к анализу античной культу

ры, при этом трактуя искусство как то, что является полнокровны

воплощением и проявлением подлинной жизни, стихийным, ниче

не детерминируемым, кроме воли и инстинктов художника, процессом

жизнеизлияния. Искусство возникло раньше науки в историй

человечества, и благодаря ему ≪...только как эстетический феномен-

бытие и мир оправданы в вечности≫. Обращение к античной культуре

необходимо философу для того, чтобы понять современную;

ему культуру, особенность которой в ориентированности на наук

и, по его убеждению, в глубокой враждебности жизни. Мыслитель

объясняет это тем, что культура теперь опирается на схематизиру

ющий разум, глубоко чуждый инстинктивной в своей основе жиз

ни. Он предлагает отказаться от созданного философией Нового

времени культа науки и научной истины, поскольку мир в резуль

тате ≪упорного прогресса науки≫ явился нам как итог множества

заблуждениц и фантазий, которые наследуются человечеством ка

скопленное сокровище всего прошлого.

В этой же работе получают дальнейшее развитие идеи аполло-

нического и дионисического начал, присутствовавшие ранее в тещ

стах Гёте, Шеллинга, романтиков. Они рассматриваются как принципиально

различные фундаментальные силы: действующие, активные,

и противодействующие, реактивные. Прорывающиеся из самой

1 Ницше Ф. ≪Разум≫ в философии // Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 57И

2 Там же. С. 569.