logo
учебник Солонин, Каганов

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487

ный исторический инстинкт исследователя, его физиогномический

такт и знание людей. ≪Историческая окружающая среда других людей

составляет часть их существа, и нельзя понять кого-либо, не зная

его чувства времени, его идеи судьбы, стиля и степени сознательности

его внутренней жизни≫1.

Мир символов Пониманию истории мировой культуры способ-

в культуре ствует проникновение в мир символов, которые

приобретают особую ценность.

О. Шпенглер предлагает осмыслить символическое значение часов

как способа измерения времени. В античной культуре время

обычно определяли днем по длине тени от собственного тела, хотя

солнечные и водяные часы уже были в употреблении. Существование

человека было сосредоточено на настоящем, полностью замыкалось

в текущем моменте, его мало волновало прошедшее и

будущее. Видимо, поэтому античности не были известны ни археология,

ни ее ≪душевная изнанка≫ —астрология. Не было распространено

в обыденном сознании историческое летоисчисление, а счет

годам велся по олимпиадам. В античных городах ничто не напоминало

о глубокой древности, не было благоговейно опекаемых руин.

Так понималось время при обожествлении тела и сиюминутности

жизнеощущения.

Совсем иное отношение ко времени складывается в последующие

века в западноевропейской культуре. Механические часы,

гротескный символ башенных часов, отмеряющих время горожан, и

карманные часы, сопровождающие каждого человека, —таково измерение

символики времени.

Столь же древнюю семантику отношения к смерти ученый обнаруживает

в различных формах погребения. Возвышенный стиль в

Индии начинается с надмогильных храмов, античный —с могильных

ваз, египетский —с пирамид, древнехристианский —с катакомб

и саркофагов. В первобытные времена многие формы смешаны,

но затем каждая культура возводит одну из них на символическую

ступень.

Содержательна историко-культурная символика отношения к

эротике. В античности особое значение придавалось актам.зачатия

и рождения. Поэтому эротическое было средоточием культа Де-

метры. Домашний культ римлян был связан с детородной силой

главы семейства. Западная душа противопоставила этому знак материнской

любви. Свое высочайшее выражение он нашел в ≪Сик-

Щпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 289.

488 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

стинской Мадонне≫ Рафаэля. Символ Богоматери в христианстве

вознес эту идею на огромную нравственную высоту.

Интересные идеи высказывает О. Шпенглер о роли отца как символа

охраны дома и очага, мудрого правителя. Символами проникнута

организация хозяйства, от беспечности до скаредности, от порядка

до разгильдяйства, от заботы о будущем до жизни ≪одним днем≫.

Науки, искусства, города, языки каждой эпохи составляют физиогномические

штрихи высочайшей символической значимости. Поэтические

творения и битвы, празднества и католические мессы, заводы

и гладиаторские игры, дервиши и дарвинисты, железные дороги

и римские улицы, прогресс и нирвана, газеты, скопища рабов, деньги

и машины —≪все это разным образом суть знаки и символы в

картине мира прошлого, многозначительно воскрешаемого душой≫1.

Мысль о всемирной истории расширяется до идеи всеобъемлющей

символики. Дорический, раннеарабский, романский орнамент,

образ крестьянского дома, семьи, человеческих отношений, одеяний

и культовых действий, а также облик, осанка, походка определенного

человека, целые сословия и народы, диалекты и формы оседлости

всех людей и животных и, кроме того, немой язык природы с ее

лесами, выгонами, стадами, облаками, звездами, лунными ночами и

грозами, цветением и увяданием, близостью и далью суть символическое

воздействие космического на нас, когда мы внемлем этому

языку в моменты раздумий. Действительность культуры предстает

как ≪макрокосм≫ в совокупности всяческих символов, соотносимых

с конкретной душой, которая погружается в этот мир и расшифровывает

для себя и другие ее значения.

Люди одной культуры и одного душевного склада переживают

эти многочисленные знаки, усваивают их при помощи выразительных

средств языка, искусства, религии, слов, формул. Что же касается

возможности проникновения в мир других культур, то мы можем

весьма неполно понимать индийскую или египетскую душу,

проявленную в людях, нравах, божествах, словах, идеях, постройках,

деяниях. Это происходит потому, что мы вкладываем в выражение

чужой души собственное понимание. Равным образом, добавляет

О. Шпенглер, толкуются древнеегипетские и китайские портреты

при отталкивании от западного опыта в искусстве-. Здесь понимание

нередко переходит в самообман. Основные черты мышления,

жизни, сознания столь же различны, как черты лиц отдельных людей.

Сколь далеким, диковинным и мимолетным по самой своей

идее был индийский или вавилонский мир для людей пяти или шести

1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 322.