logo
учебник Солонин, Каганов

15.6. Традиции и современность 355

природному ландшафту, с любовью к отечеству —государству.

Русский солдат воевал ≪за веру, царя и отечество≫: само собой разумелось,

что это вещи неразрывно связанные.

Но дело не только в этом. Вековое существование России в

религиозном противостоянии языческому Востоку и католическому

Западу не прошло даром. Окруженный со всех сторон ≪иноверцами≫,

русский народ (в отличие от западноевропейских, не испытавших

этого) выработал ощущение своей единственности, уникальности,

исключительной несхожести с другими народами. Наложившись на

это ощущение, мессианские идеи оформили русский патриотизм как

культурный феномен, который не исчерпывается ≪любовью к отеческим

гробам≫, но предполагает особую историческую судьбу России,,

особые отношения ее со всем человечеством и обязанности перед

ним. Таким образом, патриотизм наряду со своим ≪внутренним≫ содержанием

приобретает еще и ≪внешнее≫ дополнение.

Нетрудно понять, что это подготовило культурную почву, на которой

произошло быстрое распространение в российском обществе

марксистских представлений о великой исторической миссии

России, которой суждено после Октябрьской революции возглавить

движение всего человечества к коммунизму. ≪Советский патриотизм

, включающий в себя гордость за свою державу как ≪маяк

человечества≫, явился прямым наследником русского патриотизма.

Братская помощь≫ Советского Союза другим странам представлялась

нелегким, но почетным бременем —выполнением обязательств,

выпавших на долю нашей страны вследствие ее исключительной

роли в истории человечества.

Традиционные установки русской культуры сложились в условиях

доиндустриального общества. Переход страны к индустриальному

развитию в некоторой степени поколебал, но не разрушил их. При

социализме они даже окрепли: специфика индустриального общества,

построенного на социалистических началах, состояла в том, что оно

реставрировало определенные черты феодально-крепостнической организации

социальных отношений, и советская идеология охотно поддерживала

соответствовавшие этой организации культурные традиции.

Крушение социализма стало тяжелым испытанием для культуры.

Дело не только в связанном с ним катастрофическом падении

государственной финансово-материальной поддержки учреждений

культуры, образования и науки —переход к рыночной экономике

потребовал существенных изменений в самой системе

культурных норм, ценностей и идеалов. Индустриальное общество,

а тем более постиндустриальное, к которому России предстоит двигаться,

стремится сбросить с себя груз устаревших, доиндустриаль-

пых установок.