logo
учебник Солонин, Каганов

240 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры

Мы будем исходить из того понимания общества и его соотношения

с культурой, которое вытекает из системного анализа бытия:

человеческое общество есть реальная и всегда конкретная

среда функционирования и развития культуры. Культура и общество

живут по внеприродным, внебиологическим, внегенетичес-

ким законам: общество —по закону смены одного состояния другим,

культура —по закону накопления ценностей, делающему возможным

функционирование в одну и ту же эпоху созданий прошлого

и современности. Однако они всегда активно взаимодействуют друг

с другом: общество предъявляет к культуре определенные требования

одни ее деятели им отвечают, другие противостоят, а третьи

вообще уклоняются от какого-либо участия в решении социальных

проблем, —а культура, независимо от того, в какой мере это осознается

ее деятелями, влияет на жизнь общества и на направление его

развития. Такие понятия, как ≪тенденциозность≫ и ≪аполитичность≫,

гражданственность≫ и ≪безыдейность≫, ≪социальная ответственность≫

и ≪эскейпизм≫, ≪критический реализм≫ и ≪искусство для искусства≫,

достаточно отчетливо говорят об интенсивности взаимоотношений

между этими двумя сферами бытия.

В истории человечества различаются три способа организации

жизни общества, характеризующиеся разными формами отношений

индивидов и социума, к которому они принадлежат, а тем самым и

разными типами культуры. В первобытном, архаическом обществе

индивид был ≪растворен≫ в своей родоплеменной группе в такой

степени, что, как говорят социальные психологи, у него еще не существовало

сознания себя как ≪Я≫ —он осознавал себя как ≪Мы≫

(все члены общины имели одно имя —тотемное имя этого ≪Мы≫).

Следующий исторический способ организации жизни общества, соответственно,

породивший второй тип культуры, был основан на

сословном, или клановом, расслоении социума, потребовавшем образования

государства как института, который своей властью скрепил

бы разнородное социальное целое и узаконил Не только от

имени светского Властителя, но и от имени богов иерархические

отношения между членами общества. Рождение государств и осуществление

ими возлагавшихся на них задач произошло в монархически-

императорских странах Востока, позднее в Древнем Риме,

затем в средневековой Европе и в России: все члены общества

независимо от их места в социальной иерархии —от первого министра

до последнего слуги —стали подданными олицетворенного

Верховным правителем государства; размеры последнего значения

не имели —это могла быть и грандиозная Римская империя, и

миниатюрное Мекленбургское княжество. Такой тип общества с