logo
учебник Солонин, Каганов

6.2. Основные типы знаковых систем культуры

Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной

культуры. Гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами.

Чтобы научиться улавливать значение и смысл их знаков и текстов,

требуется приложить много усилий, и все же редко кому удается

достичь здесь такого же уровня, на каком находится понимание

родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен

и уникален. Но во всех культурах используются одни и те

же типы знаков и знаковых систем.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре,

составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно

выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем:

естественные;

функциональные;

конвенциональные (условные);

иконические;

вербальные (естественные языки);

знаковые системы записи.

Ниже дается краткая характеристика этих типов и описываются

способы, с помощью которых в них кодируется и декодируется информация.

Естественные Под естественными знаками понимаются вещи и

знаки явления природы. Конечно, не'все из них выступают

как знаки. Предмет не может быть знаком

самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие

предметы и рассматривается в качестве носителя информации

о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью,

свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию об.

этом целом. Естественные знаки —это знаки-признаки. Простейший

пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего

они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил

все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен

расшифровывать≫ их (умение понимать знаки-признаки <

блестяще демонстрируют герои некоторых литературных произведений

Дерсу Узала у Арсеньева, Чингачгук у Ф. Купера, Робинзон

у Дефо, Задиг у Вольтера). Но если человек не способен это

делать, то он, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.

Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки

в природной среде являлось существенным компонентом пер-