logo
учебник Солонин, Каганов

168 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

подчиненной и господствующей культур смешиваются, образуя но-;

вые устойчивые комбинации, которые могут лечь в оснрву нового

типа культуры.

Случаи полной ассимиляции встречаются крайне редко. Чаще

всего при соприкосновении культур, даже когда одна из них очевидно

преобладает и доминирует, имеет место только та или иная сте-1

пень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей.

При этом достаточно часто происходит и обратный

процесс: культура меньшинства сама оказывает влияние на доминирующую.

В процессе ассимиляции следует отметить несколько компонентов:

замену старых культурных ценностей и норм подчиненной

группы ценностями и нормами господствующей культуры. Сознательно

или бессознательно, насильственно или добровольно этнокультурные

группы, оказавшиеся в окружении более мощного культурного

образования, перенимают свод писаных и неписаных пра^

вил последнего. Это проявляется в самых разных формах: в языке

и речи, в поведении, обустройстве быта, в желаниях и фантазиях,

этических нормах и пр.;

инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные

структуры доминирующей группы. Любая этнокультурная

группировка, сколь бы демонстративно она ни обособлялась, рано

или поздно вынуждена так или иначе вступать в непосредственный

и опосредованный контакт с окружением. Это является подчас

условием выживания ее членов. Естественно, что представители

культурных меньшинств имеют шанс заявить о себе, в том числе

и о своей самобытности, лишь в институализированных формах,

приемлемых для доминирующего культурного окружения;

рост числа смешанных браков. Появляющееся в результате таких

браков потомство двукультурно ≪по рождению≫. Чаще всего оно

наследует обе культурные традиции. Главенствующее положение зат

нимают при этом культурные ценности и нормы, которые доминируют

в данном сообществе, хотя нередко бывают и исключения;

формирование у членов подчиненной группы культурной

идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным

структурам господствующей группы, утрату первичной культурной

идентичности либо только формальное ее сохранение. Это

происходит не сразу и не всегда. Бывает, что уже первое поколение,

выросшее в условиях доминирующей инокультуры, в полной мере

воспринимает новые ценности и нормы. Но в истории были случаи,

когда, даже утратив такой признак культурной идентичности, как

язык, веками не имея такой культурной атрибуции, как государствен-