logo
учебник Солонин, Каганов

7.1. Ценности 135

альные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления,

идеи и т.д.).

Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являются

ценностями. Ценность —не предмет, а особый вид смысла, который

усматривает в нем человек. Особенность смысла другого вида

(ценностного смысла) в том и состоит, что он выражается в отношении

человека к предмету —в положительных эмоциях (это отличает

его от знания, которое представляет собой другой вид смысла

. информацию о свойствах предмета). Ценностный смысл существует

в голове человека, но он как бы выносится вовне ее,

объективируется≫ и принимает вид особого духовного образования

ценности как некоей сущности, заключенной в предмете.

Человек стремится к положительным эмоциям и считает возможным

с помощью некоего предмета получить их. Благодаря этому

предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности,

интересы личности, а потому доставляющим ей положительные

эмоции. В результате он приобретает ценность (если.же

предмет представляется человеку не удовлетворяющим никаких желаний

или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности

либо имеет отрицательную ценность —≪антиценность≫). Однако,

по сути дела, ценность содержится не в самом предмете, а в тех

особых (≪приятных≫, ≪дорогих≫, ≪возвышенных≫) чувствах и переживаниях,

которые он вызывает у человека благодаря тому, что человек

усматривает в нем их источник. Автомобиль имеет ценность

lie потому, что у него мощный мотор или высокая цена, а потому, что

он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т.д.

Что же касается мотора, цены и других его качеств, то они не ценности,

а лишь условия, которые,позволяют иметь ценность.

Ценность объекта в большей или меньшей мере зависит от его

свойств. Но определяется она не столько его собственными свойствами,

сколько отношением к нему человека. Решающее значение при

->том имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о

том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания,

и потребности, а также то, в какой мере личность, воспринимающая

предмет, освоила эти представления и разделяет их.

Ценность не такое качество, которое присуще объекту независимо

от того, знает или не знает о том человек. Когда человеку ничего

не. известно о ценности объекта, этот объект для него ценности

не имеет. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими

удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не значит,

что он обладает ценностью, —необходимо, чтобы человек осознавал

наличие в нем таких свойств. Например, земное тяготение,