logo
учебник Солонин, Каганов

118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

вобытной культуры. К сожалению, это умение с развитием цивилизации

постепенно утрачивается. Деревенская культура сейчас в какой-

то степени ещё сохраняет его, а в городской оно становится все более

редким явлением. Естественных знаков великое множество, но в обыденном

опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построен

ние систем естественных знаков является, как правило, результатом

длительного развития практики и науки. Примером может служить

знаковая.система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях,!

накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и сисЛ

тематизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.

Функциональные Какой-либо предмет становится функциональным!

знаки знаком, если связь между ним и тем, на что он ука-^

зывает, возникает в процессе человеческой деятель-]

ности и основывается на способе его употребления человеком. На-;

пример, обнаруженное археологом в кургане оружие —функцио-]

нальный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин.[

Обстановка квартиры —комплекс функциональных знаков (текст),!

несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг;]

на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки —знак!

слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался;

или собирается заняться земляными работами.

Функциональные знаки —это тоже знаки-признаки. Но в отличие

от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на'

что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не

законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в де-j

ятельности людей. Ведь эти знаки являются предметами, имеющими]

какое-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для

практического использования, а не с целью наделить их знаковой

функцией, и могут выступать в качестве знаков только потому, что

включены в человеческую деятельность и вследствие этого несут

в себе какую-то информацию о ней. Разумеется, для того чтобы из-'

влечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предварительные

знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

Наглядные и эффектные примеры, показывающие, как много

сведений могут дать функциональные знаки проницательному на

блюдателю, можно отыскать в рассказах А. Конан Дойла о Шерлоке

Холмсе, Честертона о патере Брауне, А. Кристи о Пуаро. В обыденной

жизни функциональные знаки ≪расшифровываются≫, может быть,

не столь хитроумно, но зато повседневно и постоянно.

В качестве функциональных знаков могут выступать не только

предметы, но и действия людей. Всяк?*й школьник знает: когда учи-