logo
учебник Солонин, Каганов

12. 5. Субкультура и контркультура

Субкультура Несмотря на то что всякая культурная эпоха об-.

ладает определенной целостностью и мы без особого

труда можем выявить ее отличительные черты, сама по себе,'

внутри себя≫ она неоднородна: в любой исторической эпохе наря-

ду с магистральной; официальной и политически поощряемой культурой

существуют различные подкультуры, которые могут весьма

существенно отличаться от ортодоксальных, т.е. признаваемых правильными,

практик. Это объясняется многими причинами, и одной

из важнейших является то, что культура включает в себя массу

разнородного материала. Еще на заре культурологической мысли

И. Г. Гердер, одним из первых попытавшийся осмыслить человеческую

культуру как таковую, указывал на те ее элементы, которые,

обладая относительной самостоятельностью, тем не менее входят

составными частями в общий культурный ансамбль. Наука, религия,

мораль, искусство, политические институты, семья, образование,

воспитание и другие ≪элементы≫ культуры, не нарушая общего гар-,

ионического целого, имеют особенные ритмы развития, собственные

историю и предысторию, свой набор характерных черт, в которых

по-разному преломляются ведущие культурные тенденции эпохи.

Более радикально высказывался М. Вебер, настаивавший на том,

что любая форма типизации есть не более чем умозрительная абстракция,

отвлечение от реальности с целью создания неких стройных

моделей, необходимых в процессе познания. Соответственно,

то, что мы, опираясь на тот или иной набор характеристических

черт мыслим, например, как культуры Древней Греции, средневековой

Европы или Возрождения, на самом деле есть очень сложные

образования, включающие разнообразные тенденции, стили, традиции,

поведенческие и мыслительные регламенты, формы позиционирования

себя в жизни и т.д.

Культура как единый организм необычайно сложна, бесконечно

многообразна, полна прямых и косвенных противоречий. Отдельный

человек не в состоянии ни осмыслить, ни воспринять ее полностью.

В любое время и в любом регионе конкретные культуры

урбанистических образований существенно отличались от деревенских.

Различия касались и одежды, и склада характера, и манеры

поведения городских и сельских жителей. Официальная культура

парадов и демонстраций≫ предполагала ≪культуру повседневное-