logo
учебник Солонин, Каганов

1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания

Человек существует не только в природе или,обществе, но и в

культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические

времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж

давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской

мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого

правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в

которых способен пребывать человек: естественном, или природном,

состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status

culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре

как об особом способе и форме человеческого существования. Природное

бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития,

поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культурное

же состояние начало оцениваться как более высокая ступень

человеческой эволюции, на которой он представал творчески продуктивным

существом. Так, уже в момент возникновения идеи о

культуре как об особой сфере человеческой жизни она была охарактеризована

эргалически и креативно, т.е. связана с активистскими

представлениями. Собственно, с этого времени мы можем говорить

о начале постепенного изучения культуры, о культуре в качестве

предмета научного познания.

Существенные успехи в учении о культуре были достигнуты к

началу XIX столетия в трудах немецкого философа и просветителя

И. Г. Тердера. Он разработал понимание культуры в историче-