logo
учебник Солонин, Каганов

5.3. Инкультурация и социализация 105

ся сверстниками два старика, хотя бы их разделяло двадцать или

тридцать лет жизни≫1.

Пространственно-временные характеристики жизненного пространства

человека —это культурно-историческая среда. Образно

говоря, индивидуальность человека —та ≪пустота≫, которая наполняется

культурными смыслами в зрелой жизни в процессе ин-

культурации. Благодаря такой ≪пустоте≫ человек поглощает культурные

смыслы, культура необходима ему как единственно мыслимая

среда для полноценной жизнедеятельности, проявления им

человеческой сущности. Усвоенное, присутствующее в человеке

знание о ≪среде обитания≫ трансформируется в ≪естественную≫

культурную природу, понимаемую не как изначальная определенность,

задающая и диктующая индивиду его бытие, а как ≪знания≫,

заимствованные им из культуры и естественно и свободно существующие

в его душе.

Критерием инкультурированности человека являются его убеждения

—априорные знания, которым доверяют вследствие их испытанное

™предшествующими поколениями, утвержденные авторитетом

отцов и дедов. Они почти иррациональны (К. Мангейм

называет их бессознательными, непонимаемыми). Убежденность в

истинности положения вещей поддерживается их практическим

применением, реализацией в повседневности. Именно в контексте

повседневности раскрывается смысл культурного уклада, культурных

символов, через понимание происходит ≪оживление≫ культурно-

исторического опыта. Эта информация подобна органической пище,

усваивая которую, человек растет, развивается. Ассимилированный

опыт позволяет расширять возможности проявления индивидом

своих сущностных качеств, трансформировать культурные объекты

в процессе активной жизнедеятельности, получать удовлетворение

от ощущения ≪полноты жизни≫.

Именно ≪авторитет≫ культурных символов заставляет человека

самостоятельно стабилизировать персональные знания, соотнося, их

с реальностью. Убеждения и сомнения являются движущими силами

информационного обмена в культуре. Таковыми могут быть авторитет

Священного Писания (Библии, Торы, Корана), духовного наставника,

учителя или предка. Восстание, противоборство или другое

покушение на этот авторитет не только переживаются как личная

драма человека; в самой культуре уже заложено альтернативное

начало, разрушающее ее целостность. Цикличность состояний сомнения

—убежденности характеризует культурное развитие взрослого

человека.

1 Брюсов В.Я. Повести и рассказы. М., 1983. С. 168—75.