logo
учебник Солонин, Каганов

19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры

П.А. Сорокин (1889—968) —выдающийся русский и американский

ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный

общественный деятель.

В последние годы в России опубликованы многие его труды, в

их числе: ≪Человек. Цивилизация. Общество≫ (М., 1992); ≪Главные

тенденции нашего времени≫ (М., 1997); ≪Социальная и культурная

динамика≫ (СПб., 2000). Издана автобиография ≪Долгий путь≫ (1991).

К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина проведена Всероссийская

научная конференция (≪Питирим Сорокин и социокультурные

тенденции нашего времени≫, 1999). Но для освоения теоретического

наследия ученого предстоит сделать еще очень многое.

Духовные ценно- Наиболее полно культурологическая концепция из-

сти —сущность ложена в четырехтомном произведении ученого

культуры ≪Социальная культурная динамика≫, опубликованном

в США (1937—941). Основой культуры

любого общества представляются здесь духовные ценности, зна-

' Тойнби А. Постижение истории. С. 415.

2 Там же. С. 427.

504 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

чения, нормы, символы. ≪Всякая великая культура, —пишет

П.А. Сорокин, —есть не просто конгломерат разнообразных явлений,

сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть]

единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны

одним основополагающим принципом и выражают одну, и

главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом

всякой культуры≫1.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную

жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику

право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую

политическую организацию.

Части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если

изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. П.А. Сорокин

вводит понятие ≪культурный менталитет≫, или ≪менталитет

культуры≫, обозначающее ценности и значения, отдельные образы,

идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего

опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях,

объектах, процессах.

Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет,

свою систему познания, собственные философию и мировоззрение,

тип религии и образы ≪святости≫, формы искусства и литературы,

правила нравственности и кодексы поведения, свою эконс

мику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает

особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладай

щий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь различными они бы ни были, хорошо согласуются

друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются

большинством членов общества, воспринимаются как ≪единственно

верные≫, передаются от поколения к поколению. Интеграция

ценностей обеспечивает стабильность общества.

Типология В зависимости от доминирующих ценностей

культур П.А. Сорокин выделяет три типа культуры: 1) иде-

ациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический.

Названия достаточно условны, ибо в действительности такие ≪чистые

типы обнаружить трудно. Но для описания ценностных ориентации,

господствующих и преобладающих в культуре, такой подход

вполне правомерен.

За исходные пункты в описании типа культуры П.А. Сорокин

предлагал принимать четыре признака.

1 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 21.