logo
учебник Солонин, Каганов

196 Глава 9. Культура в социальном пространстве

В культурологии теория модернизации в первую очередь связы- I

вается с именем американского политолога, исследователя-аналити- I

ка широкого гуманитарного склада, директора Института стратеги- I

ческих исследований при Гарвардском университете С. Ф. Хантинг-1

тона. Работы ученого ≪Политический порядок в изменяющихся I

обществах≫ (1968) и ≪Кризис демократии≫ (1975) легли в основу!

неоконсервативной волны≫ середины 70-х—0-х гг. XX в. В них 1

Хантингтон указывает на опасности, возникающие из-за нарушения I

баланса между правящими институтами и оппозицией, подчеркивает I

важность защиты устоев западной политической культуры от напа-и

док экстремистских движений. Особый интерес для культурологии I

представляют исследования Хантингтоном цивилизационных процес- I

сов. Ученый отдает предпочтение цивилизационному подходу и пред- I

лагает выработать новую парадигму теоретического анализа и про-1

гнозирования общемирового порядка рубежа XX—XI столетий. Он 1

полагает, что деление мира в период ≪холодной войны≫ на страны I

первого≫ (Запад), ≪второго≫ (социалистический лагерь) и ≪третьего≫ I

мира больше не отвечает реальности. Гораздо существеннее сгруп- 1

пировать страны по иному принципу —в основу следует положить I

политические и экономические системы, рассмотренные с точки зре- I

ния их культуры и цивилизации. Цивилизация, в понимании Хан- I

тингтона, —наивысшее культурное образование, объединяющее лю- I

дей в единое целое и гарантирующее им культурную самобытность. I

Анализируя складывающуюся в мире ситуацию, ученый отмечает, что I

долгое время существовавшее расхожее мнение, согласно которому I

модернизация и экономическое развитие способствуют укреплению I

однородности всего человечества и в итоге порождают общую современную

культуру, оказалось неверным.

Действительно, вопреки всем прогнозам, невзирая на громоглас- ]

но заявленную ставку на глобализацию, вопреки всевозможным ]

технологическим ухищрениям, которые, как казалось, должны были I

сделать людей во всех уголках земли более или менее похожими, I

общества и культуры не изменились, народы резко противостоят 1

друг другу. Различия, которые проявились в последнее время с особой

яркостью, разделяют современный мир на ≪традиционные≫ и ]

современные≫ культуры (цивилизации).

Традиционные Различие традиционных и современных культур

и современные основывается прежде всего на различии домини- |

культуры рующих систем отношений между людьми. Если

в традиционном обществе человек на протяже- I

нии всей своей жизни ориентируется на приписываемые ему от I