logo
учебник Солонин, Каганов

6.3. Вторичные моделирующие системы 131

волами и должен оперировать ими в точном соответствии с их

заданными по определению значениями. Художник же обращается

к знакам (словам, звукам, линиям, цветам, танцевальным движениям),

которые могут иметь разные значения. Ему надо учитывать

особенности контекста, в который эти знаки попадают, ассоциации,

которые они могут ≪потянуть≫ за собой, символику, которая может

быть в них усмотрена, эмоциональные нюансы, которые подчас неявно

сопровождают их восприятие, и т.д. Если он что-то здесь не

учтет, то художественный образ померкнет, исказится, не вызовет

должной эмоциональной реакции. Потому-то и приходится ему так

придирчиво относиться к каждому слову, звуку или штриху. ≪Слова

для поэзии более факты, чем факты≫, —в форме такого парадокса

подчеркивал значение языка в искусстве О. Уайльд.

Однажды К. Брюллов, поправляя этюд ученика, прикоснулся к

нему пару раз кистью. Невыразительный рисунок сразу ожил. ≪Вы

только чуть-чуть тронули, и все изменилось!≫ —воскликнул ученик.

Вот в этом чуть-чуть и заключается искусство≫, —сказал

Брюллов. Л. Толстой по этому поводу пишет, что замечание Брюллова

верно для всех искусств. Так, в музыке каждая нота должна

быть взята не выше и не ниже, чем требуется, длительность и сила

ее звучания должны быть ровно такими, какими им следует быть.

Малейшее отступление в высоте, длительности, силе звука в ту

или иную сторону уничтожает совершенство исполнения и портит

все впечатление. Точно так же стоит лишь поэту чуть-чуть что-то

недосказать или пересказать, актеру чуть-чуть ослабить или усилить

интонацию, скульптору чуть-чуть повернуть резец правее или

левее —и поэзия, театр, скульптура утрачивают ≪волшебную силу

искусства≫. Гениальные композиторы и архитекторы, дирижеры и

режиссеры отличаются от посредственных этим самым чуть-чуть,

т.е. точностью художественного языка.

Язык искусства отличается широким и разнообразным использованием

знаков-символов. Художественная символика позволяет насытить

содержание произведений искусства глубоким и многослойным

смыслом. Художественный образ никогда не сводится к тому,

что в нем изображено. Он всегда ≪говорит≫ нам не только об этом,

но и о чем-то еще, несет в себе какое-то Иное, более общее смысловое

содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого

объекта, который в нем представлен. В русской сказке Баба

Яга не просто уродливая старуха, а символический образ смерти (≪костяная

нога≫)1. Византийский купол церкви — . не просто особой

архитектурной формы крыша, а символ небесного свода. У Гоголя

1 См.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.