logo
учебник Солонин, Каганов

138 Глава 7. Культурные ценности и нормы

ные —жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; .2) социальные

семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, бо-'

гатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические —граждан-:

ские.свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к

детям и т.п. 5) религиозные —Бог, Священное Писание, вера и пр.;

6) эстетические —красота, стиль, гармония и др.1

В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей:

1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные

(политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) мат-Я

риальные2.

Многие авторы, подходя к классификации ценностей, включают^

в нее наряду с ценностями также и объекты —носители ценно*]

стей. М.С. Каган в этой связи резонно замечает, что экономические

и материальные блага есть ≪нечто, подлежащее бухгалтерскому

учету≫, а не аксиологической типологии. В отличие от других]

подходов к этой проблеме его аксиологическая теория строго йщ

граничивает ценности от их носителей. Мир ценностей представ-]

ляется как система, в которой ценности разных видов находятся в]

историче-ски обусловленных структурных отношениях. Выделяя ху-]

дожественные, экзистенциальные (составляющие смысл жизни), нрав-!

ственные, правовые, политические, религиозные и эстетические цен-,

ности, Каган, рассматривает их на разных уровнях (социально-гругт-J

повом, межличностном, индивидуальном) с учетом существующие

между ними интегративных связей3.

Система ценност- У каждого человека начиная с детства образуют-'

ных ориентации ся личные ценностные ориентации, т.е. ценностные

представления, с помощью которых он ориентируется

в мире ценностей и определяет, какие из ценностей явля*

ются для него более значимыми, а какие менее. Сознательно или.

бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценности

ные ориентации, привести их в более или. менее логически упорядоченную

иерархическую систему. Эта система обычно складывается

сама собой≫ —люди выстраивают ее, не задумываясь над тем≫

как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформиро-'^

валась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не все-1

гда в состоянии это осуществить (хотя с возрастом некоторые из-

менения происходят опять же ≪сами собой≫).

1 Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. 122.

2 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 75..

3 Каган М.С. Философская теория ценностей.