logo
учебник Солонин, Каганов

106 Глава 5. Субъект культуры

Язык —главный выразитель самобытности культуры —явля

ется посредником в процессе инкультурации, цель которого состой

ит в понимании чужих смыслов, которые могут быть усвоены, -

могут быть отвергнуты. Под влиянием инокультурного давления

первую очередь изменяется прежний уклад жизни, заимствуютс

новые слова и выражения. Они закрепляются в языке, занимая проч

ное положение в лексике в том случае, если новшества были син|

тезированы в повседневную практику, нашли отражение в соци,

альной трансформации. Наибольшую трудность при соприкоснове'

нии с чужой культурой вызывает невозможность овладеть е

символическим пространством вследствие незнания ее культурно1

го кода. Оказавшись в состоянии ≪культурного вакуума≫ (ощуще

ния глухонемоты), лишившись возможности коммуникации и обме

на культурными символами, человек одновременно постигает ми'

вещественной и символической культуры. ≪Отнюдь не само освое

ние иностранного языка, но его применение —будь то живое обще*

ние с иностранцами или занятия иностранной литературой —опо

средует новую позицию "прежним видением мира". Даже полн

стью. погружаясь в чуждый нам тип духовности, мы не забывае

при этом свое собственное миропонимание и, более того, свое со

ственное представление о языке. Скорее другой мир, выступающи

нам навстречу, не просто чужд нам, но сам является другим 1

отношению к нам≫1. Познание другой культуры значительно облег'

чает адаптивные процессы. Изучение иностранного языка, установ'

ление коммуникативных связей расширяют информационный об.

мен, предоставляют возможность для более объективного постиже

ния иной культуры.

Роль телесной идентификации в социализации и инкультураци

остается значимой, однако выполняет разные функции. Персональ:

ное отделение от других индивидов в процессе социализации ком4

пенсируется чувством этнической принадлежности через тело —

носитель генофонда. Мировыми религиями отвергается определи!

ющее значение фактора национальной принадлежности, на первый

план ставится духовное родство, что по праву позволяет помещаТб|

религию в центр культуры. Добровольный осознанный выбор че]

ловеком своей религиозной принадлежности определяет и его куль

турную принадлежность, преодолевая генетическую ограниченность

В примитивных обществах сферы социальной жизни менее ди)

ференцированы. Культурная принадлежность определяется член

' Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

С. 511. , .. vi ..-.л