logo
учебник Солонин, Каганов

10. 3. Культура и натура (природа, космос)

В наши дни история человечества пришла к тому, с чего она]

начиналась несколько миллионов лет тому назад, — к конфликту

культуры и натуры, и вопрос о том, чем завершится современное I

противостояние двух начал, пока остается открытым. Задача куль- i

турологической науки —теоретически осмыслить оба конфликта Щ

тот длительный исторический процесс, который их разделяет.

Когда древний мудрец назвал культуру ≪второй природой≫, он

метко определил и ее происхождение, и форму ее бытия, и ее функцию

в человеческой жизни. Быть ≪природой≫, пусть даже ≪второй≫,:

означает иметь основные природные свойства и главное из них — материальное существование. Отсутствие материальности сделало

бы проблематичным само существование духовного состояния, поскольку

никто, кроме самого его носителя, не мог бы судить о нем.

Это происходило бы как во сне —о сновидении как о явлении

культуры можно говорить только тогда, когда его содержание рассказано,

т.е. объективировано, опредмечено, значит, материализовано,

так как это единственный способ вывести увиденное из недр

психики и сделать его всеобщим достоянием. Так, последователи

3. Фрейда, А. Адлера и других корифеев психоанализа, придавая

большое значение интерпретации снов, могут оперировать их содержанием

только тогда, когда они рассказаны, т.е. отделены от :

психики тех, кто их видел, и зафиксированы в материально-предметной

форме звучащего словесного текста.

Уподобляя свое реальное существование бытию природных объектов,

культура становится формой бытия, приобретает онтологический

статус и тем самым, подобно явлениям и предметам природы, становится

доступной экспериментальному и теоретическому изучению.

Эпитет же ≪вторая≫, подчеркивающий ее отличие от ≪первой≫,'

изначальной и подлинной природы, содержит .намек на искусственное

происхождение культуры —намек, развернувшийся в вербальную

оппозицию ≪естественное —искусственное≫, практически синонимичную

оппозициям ≪натура —культура≫ и ≪природа —вторая

природа≫. Поскольку очевидно, что ≪вторую природу≫ человек

создает из материала природы ≪первой≫, постольку еще одним синонимом

культуры становится ≪очеловеченная природа≫, или ≪одухотворенная

природа≫. Видимо, наиболее точным с онтологической

точки зрения было бы определение культуры как ≪инобытия природы

, так как она является результатом преобразования природных

форм в объекты, природе неведомые: леса • . в парк, камня

в обелиск, деревьев —в дом, воды —в фонтан, физиологической.