logo
учебник Солонин, Каганов

20.1. Франкфуртская школа 519

ваний≫, которая охватывала область культуры в широком ее понимании,

включая науку, религию, искусство, мораль, право, общественное

мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Им ставилась

задача создания целостной теории современного общества, которая

была бы нацелена на изучение изменений и особенностей современной

социокультурной ситуации и привела бы к выявлению новых

возможностей, а в перспективе —к новой социальной практике.

Все эти постулаты составили основу ≪критической теории≫ — главного создания франкфуртской школы, которая разрабатывалась

более сорока лет. Эта теория внесла значительный вклад в куль-

турфилософское осмысление современного этапа общественного

развития. '

Одним из важнейших направлений ≪критической теории≫ было

осмысление места разума в истории и его воздействия на социокультурную

сферу. Хоркхаймер в ряде своих работ (≪Конец разума

, ≪Разум и инстинкт самосохранения≫, ≪Помрачение разума≫)

показал, что растущая рациональность средств и целей приводит к

господству формальной рациональности, к нивелировке ценностей

и в итоге —к упадку общества, разрушению культуры. Особенно

остро эта проблема звучит в работе ≪Диалектика Просвещения≫

(1947), написанной совместно с Адорно. Здесь остро ставится вопрос

о саморазрушении Просвещения, т.е. о том, к каким негативным

последствиям привела реализация просветительского проекта.

Просвещение стремилось разрушить мифы и свергнуть воображение

посредством знания. Знание, повторяли просветители вслед

за Бэконом, является силой. Техника представлялась сущностью

этого знания. Люди были озабочены тем, как лучше ее использовать,

чтобы поработить природу, а также и человека. Мир становился

все более рационализированным и прагматичным. Нарастание

степени рационализации мира, согласно Адорно и Хоркхаймеру, связывалось

со все более увеличивавшимся подавлением жизненных

основ человеческого существования. Авторы фиксируют целый ряд

антиномичных процессов, порожденных реализацией просветительского

проекта: прогресс оборачивается, регрессом; поток точной

информации и прилизанных развлечений одновременно и умудряет,

и оглупляет людей. Просвещение тоталитарно, утверждают они.

Страх и цивилизация оказываются неразделимы. Развитие культуры

происходило под знаком палача. Эти аспекты анализа культуры

во многом были продиктованы потребностью осмыслить явление

фашизма, возникшее в Европе по мере реализации просветительского

проекта.

В этой же работе уделено внимание целому ряду проблем, связанных

со становлением в XX в. культуриндустрии, которая про-