logo
учебник Солонин, Каганов

92 Глава 5. Субъект культуры

лет. Определение Я через Другого приводит к пониманию соци|

ального как такового. Обычно Другим выступает мать, с которо"

у субъекта завязываются непосредственные отношения. На вт<&

ром этапе —стадии ≪символического≫ —центром притяжени

выступает отец, в фигуре которого персонифицируются соци1

альные запреты и ограничения. Самоотождествление с Други

(отцом) знаменует встречу с культурой как институтом. Имени

на этой стадии происходит интеграция в социально-культурны'

контекст, эмоционально-психологическое единение с определе-

ной традицией. И, наконец, третья стадия —стадия ≪реального≫

может считаться ≪просто историей≫, т.е. конкретной индивидуал

ной практикой объективации человеком собственного Эго в р

альном социальном контексте, в процессе которой удовлетвор

ются (или не удовлетворяются) его потребности. Заключител

ный этап позволяет человеку осознать как его тождественность-

единым социально-культурным организмом, так и отличие от нег^

(индивидуальность), тем самым определяется место человека

окружающем мире. Насколько адекватно представление индив

да о себе, о том, чем является его Я, зависит от множества обсто

тельств. Ни одна стадия процесса идентификации не проходит бе

болезненно.

В социологии при помощи термина ≪идентификация≫ описыв

ются механизмы и практики вхождения человека в социально

пространство, помогающие ему овладевать различными видами сл1

циальной деятельности, усваивать и адекватно воспринимать с

циальные нормы и ценности, воспроизводить определенные рол:

вые установки. Усвоение тех или иных видов социальной прдктй;

ки происходит в результате того, что идентификация протекает ;!

разнообразных формах. Различаются три основных формы идеи;

тификации:

—непосредственно эмоциональное отождествление себя с ре

альными или вымышленными людьми (с родителями, героями ромд|

нов и кинофильмов и пр.), итогом чего становится в первую оч

редь копирование внешних признаков деятельности;

—причисление себя к номинальной социальной группе, что при

водит к усвоению важных социально-поведенческих стереотипов;:

—отождествление себя с реальной социальной группой, че"

обусловливается стойкая убежденность в своей полной сопричаст?

ности нормам и требованиям данной социальной общности. В про

цессе идентификации человек обретает идентичность ^—ощущение

принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он н