logo
учебник Солонин, Каганов

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325

ские трактаты и кого не отталкивала новизна их взглядов и их

искусства. Таких было немного. Гуманистическая культура Возрождения

имела элитарный характер. Она была доступна только людям

образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых

в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой

культуры.

Сами гуманисты также далеко не полностью освободились от

средневекового образа мышления. Хотя среди них были открытые

вольнодумцы, в большинстве своем они сохраняли искреннюю приверженность

христианской вере и католической церкви. Как и средневековые

схоласты, они преклонялись перед авторитетами —с

той лишь разницей, что ставили авторитет античности наряду с

авторитетом церкви, а то и выше него. Суеверия, колдовство, магия,

астрология редко вызывали у них сомнения.

Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь

европейского общества было не столь значительно. Как философия,

так и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика

продолжала торжествовать в университетах. Открытие Коперника,

опубликованное в 1543 г., долгое время не привлекало внимания, а

когда Джордано Бруно попытался придать ему мировоззренческое

значение, еретика сожгли на костре (в 1600 г., т.е. уже к концу

эпохи Возрождения). Астрономические исследования Тихо Браге и

Кеплера, научные идеи Леонардо да Винчи, работы математика Тар-

талья, посвященные решению прикладных задач механики, землемерия,

баллистики, и другие достижения науки Возрождения нашли

признание и использование лишь в культуре более позднего времени.

Ожидали своего часа и неоцененные современниками политические,

правовые, психологические изыскания гуманистов. Семена,

посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в

последовавшее за Возрождением Новое время.

Созданная гуманистами культура разрушила господство в обществе

;строгой аскетической морали Средневековья, которая и до

того пользовалась скорее формальным признанием как среди крестьянства,

так и у аристократии. Результатом было всеобщее падение

нравов в эпоху Возрождения, затронувшее не только мирян, но

и духовенство. В остальном же деятельность гуманистов мало сказалась

на повседневной жизни большинства населения стран тогдашней

Европы.

Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения

оказала Реформация —народное движение, направленное против

католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма.

Это движение развернулось в XVI столетии. Лидерами его

были Кальвин в Швейцарии и Лютер в Германии —люди, весьма