logo
учебник Солонин, Каганов

8.4. Культурные традиции и инновации 181

нами признавались ≪права личности≫, другим же, напротив, в них пол-

костью отказывалось; в одних видах культурной деятельности стимулировался

поиск новых форм, в других —запрещался.

Характерным примером сложности процесса индивидуации в

человеческой истории может служить европейское Средневековье.

Достаточно стойким является убеждение, что средневековая культура

это культура ≪безмолвствующего большинства≫, которой было

свойственно тотальное невнимание к проявлениям уникальности.

Действительно, момент традиционализма играл в ней существенную

роль. В средневековом искусстве мы часто сталкиваемся с анонимностью.

Творец художественной реальности предпочитал ≪скрываться

. Тем не менее история сохранила массу очень выразительных

персонажей общества этой эпохи. Разумеется, чаще всего речь шла о

представителях высших слоев —политических и государственных

лидерах. Но сам по себе факт показателен: не личность вообще

отвергалась. Личности —да еще какие! —были, просто не каждый

человек обладал правом на проявление индивидуальности.

Повсеместная переориентация с традиционности на инноваци-

онность началась в Европе в Новое время. Первые образцы ≪всесторонне

развитой≫ и самодостаточной, творчески активной личности

дало Возрождение. Ренессанс сделал ставку на развитие именно

индивидуальных особенностей человека, на максимальное

раскрытие его потенций, не отрицая тем не менее и позитивности

продолжения традиции.

Индивидуализация не была единственной тенденцией развития

новоевропейской культуры. Параллельно и всегда в диалоге развивалась,

по разному преломляясь, и традиционалистская установка.

Сквозь всю культуру Нового времени проходит оппозиция Разума,

персонифицировавшего в себе ориентацию на индивидуально-творческое

начало, и Истории, в которой в первую очередь предусматривалось

действие традиции как гарантии преемственности поступательного

развития, страховавшей его от срывов. Сторонники апологии

традиции ссылались на ценность коллективного опыта,

настаивали на необходимости закрепления и продолжения тех открытий,

позитивность которых уже была подтверждена поколениями

прежде живших людей. Их противники отрицали безоговорочное

повиновение прошлому, делая акцент на праве индивида проявлять

свою творческую активность.

Традиционное и инновационное выступают пределами действия

противоположных начал. Обществу, культуре необходимо хранить

социальную память. Для этого стандартизируется коллективный опыт,

насаждаются его образцы. В то же время как реакция на давление со