logo
учебник Солонин, Каганов

18. 2. Эволюционизм как теория культуры

Общие идеи В середине XIX в. в европейской науке широк

эволюционизма распространились идеи эволюционизма. Они о;

о культуре ватывали исследования в биологии, этнографи

антропологии, истории культуры. Центральным п

нятием этого направления стало понятие эволюции развития, пла '

ного накопления изменений, которые постепенно, от одной стадии

другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных ил

иных системах.

Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказалисы

весьма привлекательными, ибо дали возможность восстановить пр&

емственную ≪связь времен≫, показать зависимость современности о;'

прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народо

эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь ни

обходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовал

дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различ

ные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравни

тельно-исторический и историко-генетический методы. Это делал

их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов,*

Весьма плодотворными были и теоретические идеи эволюционистов

1. Единство человечества создает основу для всеобщности ег

культуры как необходимого условия и способа жизнедеятельности;

2. При всем многообразии и самобытности жизни народов, куль

туры состоят из общих элементов. Каждый народ имеет хозяй

ственныи укл'ад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в

семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколени

легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения ис

кусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, кото-1

рая, имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия