logo
учебник Солонин, Каганов

1.2. Аспекты постижения культуры 17

и приемь! как общенаучного, так и весьма специфического характера.

Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек

уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим

ценностям, он не только постигает природу прекрасного вообще, но

и устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельности

и творчества —преобразование мира по законам совершенства

и красоты.

Специфичность в познании культуры связана и с тем, что на

него оказывают непосредственное влияние философские предпосылки

мыслителя —исходя из них формулируются самые общие

представления о культуре. Можно сказать, что в каждой серьезной

философской системе или школе имеются особые ее трактовки.

Культурологи религиозной ориентации утверждают, что всякая великая

культура основывается на определенной религиозной или

вероисповедной основе и служит способом ее реализации; следовательно,

культуры различаются между собой прежде всего по конфессиональному

принципу или типу религии, составляющей их ядро.

Поэтому они выделяют культуры, основанные на политеизме и монотеизме,

различая среди последних христианскую, исламскую, буддийскую

и т.д. культуры. Философы идеалистической ориентации

либо ищут в основе всякой Целостной культуры духовный принцип,

выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление

космического ≪жизненного порыва≫ или ≪волевого устремления≫

(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер). Исследователи

с натуралистическими и материалистическими, установками

склонны сводить сущность культуры и причины ее возникновения

к реальным природным и материальным основам жизни людей.

Например, К. Маркс и его последователи в общем виде рассматривали

культуру (в том числе духовные элементы) как результат

материально-преобразующей деятельности (производства). Существую^

теории, объясняющие ее с позиций географического фактора,

особенностей климата, расовых и этнических свойств человека.

Наконец, имеется широкий спектр утилитаристско-прагматиче-ских

теорий культуры, согласно которым она есть не более чем особая

форма приспособления человека к реальности, В последние десятилетия

активно обсуждается понимание культуры как системы знаков

и языков —так называемый семиотический подход, дополняемый

теориями коммуникаций. Таков далеко не полный перечень

толкований сущности культуры. Многоплановое восприятие не подрывает

представления об объективности культуры и веры в возможность

ее познания, но свидетельствует о многогранности, не допускающей

упрощенности и г.рг™^,,,,,,^",^^,^ гр пууг^жении;

Северодвинский

Филиал ПГУ