logo
учебник Солонин, Каганов

190 Глава 9. Культура в социальном пространстве

ную, коммуникативно-трансляционную. С точки зрения культуроло

гии важнейшей следует признать функцию трансляции культур

ных стереотипов —ценностей и норм самого широкого свойства*

Именно в семье человек получает первый опыт инкультурации и

социализации. Благодаря непосредственному контакту с родителя]

ми, вследствие подражания привычкам домочадцев, интонации речи,

жестам и поступкам, реакциям окружающих на то или иное явлё*

ние действительности, наконец, в силу целенаправленного воздей^

ствия со стороны других на его собственные поступки, слова, де

ствия, усилия и старания человек усваивает культуру. Мы пор

даже можем не отдавать себе отчета в том, как это непосредстве

но происходит. Не обязательно нам объясняют, почему следу

действовать таким, а не другим образом, принуждают к чему-то илг

уговаривают. Это входит в нас через импульсивную ритмику па

вседневности, предопределяя в последующей жизни характер мно<1

гих, если не большинства, наших собственных слов и поступков

Ни одна из культур как в прошлом, так и в настоящем не оставлю

ла без внимания институт семьи. В зависимости от того, какой ти

личности был наиболее востребованным на тот или иной перио

времени, строились и соответствующие нормы семейно-брачных otl

ношений. Семья, таким образом, —это и механизм трансляции Tpai

диции от поколения к поколению, и способ реализации текущи

культурных инновационных программ, и инструмент поддержани

регламентов символического порядка. В семье не только формиру-1

ется основа будущей индивидуальной жизни человека, определяют.

ся возможные направления его культурной деятельности, но и зак

ладывается фундамент всей культуры.

Другим важнейшим дисциплинарно-символическим простран

ством культуры является общественная школа. Это выражени

условно: в зависимости от времени, места, эпохи, национальных оса?

бённостей данный институт может именоваться по-разному, вхо

дить в различные —более масштабные —социокультурные комп'

лексы. Примененное название необходимо лишь для обозначени

общего характера рассматриваемого культурного пространства. Важ

но указать на следующий момент. Общественная школа —это н

только место, где обучают определенным социально востребова

ным или социально престижным навыкам, т.е. дают стандартны

для эпохи набор необходимых знаний. Она еще является простран

ством, где акцент делается не на сферу приватную (как это имел

место в семье), а на сферу общественную, более формализованну

и намного четче структурированную. Как ни велико воздействи

дома и семьи на человека, его все же недостаточно для успешно