logo
учебник Солонин, Каганов

3.2. Культурология и философия истории 53

конкретные культурные формы и виды: язык, право, науку, искусства,

религию, государственную и социальную жизнь. Они внутренне

согласованны, чем обусловливается целостность культуры на

каждой стадии ее развития.

Еще более разительное совпадение теории и философии культуры

и философии истории мы находим, у теоретиков, развивавщих

представления об истории как о процессе последовательной смены

культурных или культурно-исторических типов. К ним следует отнести

таких отечественных и зарубежных историков и культурологов,

как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин,

Ф. Конечны. В последнее время широкое распространение получает

так называемый ≪цивилизационный подход≫ в понимании исторического

процесса. Суть его заключается в интерпретации общечеловеческой

истории как совокупности цивилизаций, сменяющих

друг друга в исторической перспективе и сосуществующих

одновременно в процессе сложного и противоречивого взаимодействия.

Каждая из цивилизаций —это сложнейшее культурно-социальное

образование, система различающихся между собой в определенных

отношениях культур, обществ и этно-культурных регионов.

Находясь в специфических условиях жизни, они объединены

на основе общего для них принципа. Таковым чаще всего выступает

религия. Поэтому принято говорить о христианской цивилизации

или, например, об исламской. Развитие цивилизационного подхода

к истории говорит о развивающемся влиянии культурологии

на историческую мысль, непосредственно выразившемся в современной

философии истории.

Но было бы неверно видеть взаимоотношения между культурологией

и философией истории только в свете влияния теорий культуры

на историческое мышление. Обратное воздействие не менее

сильно, и именно оно содействовало становлению культурологии

как науки. В рамках философии истории, возникшей ранее культурологии,

были сделаны два принципиальных открытия. Во-первых,

обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать

принцип историзма. Он состоит в понимании действительности

как находящейся в процессе непрерывного изменения, трансформации

и развития. Все явления социально-исторической реальности

находятся во взаимосвязи и взаимодействии и испытывают

взаимовлияние. Освоение этого принципа в учении о культуре позволило

понять ее не как застывшее, существующее везде и всюду

в одинаковых и неизменных формах образование, а как динамичную

систему культур, находящихся на стадиях внутреннего развития

и сменяющих друг друга. На этой основе возник методологи-