logo
учебник Солонин, Каганов

10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной

Проблема происхождения культуры —одна из самых сложных

в науке, потому что ее решение основывается на очень небольшом,

случайно дошедшем до нае археологическом материале, который

время от времени пополняется новыми фактическими данными, требующими

кардинального пересмотра всех теоретических построений.

Характерный пример: недавняя сенсационная находка черепа

древнейшего предка человека, жившего 7 млн лет назад, который

является в два раза более древним, чем все до сих пор известные

останки существ, представляющих переходные формы от животного

к человеку, что заставило ученых изменить многие устоявшиеся

представления о происхождении человека, а вместе с тем и о зарождении

культуры. В дополнение к сведениям из области археологии

и антропологии историки культуры обычно привлекают богатейший

этнографический материал, однако он используется очень

осторожно, со многими оговорками: самые древние из известных

этнографам племена находятся на гораздо более высоких ступенях

развития, чем существа переходного типа, а так называемый ≪снежный

человек≫ все еще остается, а может быть, всегда будет всего

лишь мифом...

Еще одну опору культурологов составляют материалы из жизни

ребенка, его сознания, поведения, речи, рисунки, поскольку по открытому

физиологом Э. Геккелем в XIX в. биогенетическому закону

онтогенез повторяет филогенез, т.е. развитие индивида изоморфно