logo
учебник Солонин, Каганов

86 Глава 5. Субъект культуры

времена называлась по-разному: сверхреальное, трансцендентное!

виртуальное, умозрительное, интеллектуальное, рациональное, a6cq

рактное, духовное, сознательное и др. В самом общем виде ее мо

но определить как присутствие в человеке и в человеческом <а

обществе способности удваивать мир: ≪накладывать≫ на мир реалй

ных вещей и процессов мир ирреальных сущностей (последни!

хотя и связаны с реальностью природных феноменов, но обладаю;

определенной автономностью).

Итак, собственно человеческое в человеке —это сверхприро

ное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек облада

≪второй природой≫, и именно тогда, когда в его поступках проявл

ется это качество, он становится субъектом. Его поступки и дей

ствия определяются не только материально-природными зависим

стями, но и осознанным выбором. Такова же, как мы видели, и одн'

из характерных черт культуры. ≪Вторая природа≫ культуры сопри!

частна ≪второй природе≫ человека. Следовательно, человек являет

ся человеком постольку, поскольку он погружен в культуру, выст"

пает субъектом культурных преобразований, обладает возможно)?

стью, навыком, необходимостью находиться в двух мирах, сопрягат

их в каждом акте своей жизни.

Воспитанность. Разумеется, люди должны поддерживать своя

физиологическое существование, поэтому в своих поступках они

нередко руководствуются ≪зовом природы≫. Тем не менее в боль)

шинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются

требованиям и указаниям, исходящим не из сферы природных ин

стинктов, а из области сверхприродной, духовной. В зависимости Ж

тех или иных обстоятельств приоритетность природных и духов^

ных импульсов может варьироваться —вплоть до радикальног

отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения дру?

гой. В одних ситуациях человек может полностью ≪озвереть≫, руко!

водствоваться только инстинктами, в других, напротив, совершенна

игнорировать веления природы и следовать исключительно ≪духовному

стремлению≫. Однако чаще всего учитываются оба момент

—природный и сверхприродный. Причем зависимость людей о"1

произвола природных стихий от века к веку ослабляется, степен:

воздействия на человеческую жизнь надприродного компонента

возрастает. В этом проявляется прогресс человечества, который как

раз и исчисляется мерой возрастания в обществе неприродностиу

или культурности. Сегодня определяющую роль в человеческой

судьбе играют не физиологические, а культурные условия; ведущее

положение при формировании жизненного проекта человека при

всех оговорках занимают факторы сверхприродные.

5.1. Субъект культуры —человек культуры 87

Более того, сам человек —даже в своих внешних, физиологических

контурах—является существом ≪окультуренным≫, т.е. сформованным

по канонам культурных императивов, которые отфильтровывают

природность как на индивидуальном, так и на общественном

уровнях. Иначе говоря, из мира вообще, из окружающей

действительности, из природных задатков, дающихся человеку при

рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данных

конкретных условиях. При этом выборка в большей степени диктуется

не природной предрасположенностью, а культурной целесообразностью.

Креативность. Как нами уже не раз отмечалось, не все действия

человека правомерно именовать собственно человеческими. Человек

может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себе как о

человеке —субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхприродными

качествами и способном их проецировать вовне. При этом

он даже может считать себя вполне счастливым —успешно обеспечивая

полное удовлетворение непосредственных физиологических

потребностей и довольствуясь достигнутым. Прозябание, каждодневное

≪отправление нужд тела≫ и полное отсутствие иных желаний — то, что чаще всего называется ≪обывательством≫, —зачастую представляется

удобной позицией не только самим ≪агентам≫ (конкретным

людям), но и ≪правителям≫: населением, озабоченным лишь добыванием

и поглощением ≪хлеба насущного≫, легко манипулировать.

Таким образом, ≪животное≫ существование —это не только кошмар

антиутопий; реальность подчас превосходит любые, самые страшные

пророчества. Существование, которое замыкается на дословной репродукции

одних и тех же бытииственных форм —рано или поздно

окостеневающих, запечатлевающихся в структурах реальности и становящихся

в некотором роде аналогом ≪первой природы≫ —ив

своем настоящем прямо ≪цитирует≫ прошлое, по сути, не является

человеческой жизнью: В нем отсутствует надприродное начало. Тем-

то и отличается надприродность от природности, что, несмотря на

нею свою нормативность, культурность, не является непреложной.

Любая абсолютизация сверхприродного принципа, возведение его в

ранг неотвратимого, вводит его в царство природы, потому что принудительной

жестокостью обладают естественные явления.

Человеческая же деятельность не замыкается в границах природы.

Она имеет культурный, творческий характер и направлена на

трансформацию природного и надприродного миров. Другими слонами,

человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда создает

новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью

ник прошлому природному, ни к прошлому надприродному. Он не