logo
учебник Солонин, Каганов

3.1. Культурология и философия культуры 41'

фия —это рассмотрение некоторого предмета с наиболее отвлеченной

и обобщенной, с наименее конкретной точки зрения. Конечно,

такой взгляд —непременное свойство философии, но его нельзя считать

единственным и тем более определяющим. Философия состоит

не столько в подведении всего многообразия конкретного мира под

универсальные обобщающие понятия, сколько в выявлении в многообразии

конкретного и индивидуального того общего, что определяет

целостность, системную взаимосвязь мира, его сущность. То, в

чем философ или философия увидят это общее, как раз и составляет

специфику, оригинальность, своеобразие учения или принципа. Позиция

М.С. Кагана, которую мы привели в качестве примера наиболее

разработанного и обоснованного понимания* философии культуры и

культурологии, предполагает понимание философии как науки о наиболее

общих законах природы, общества и познания. Следовательно,

применительно к культуре философский взгляд состоит в том, что

он ищет в ней наиболее общие законы и связи. В этом случае философия

культуры является наиболее общей теорией культуры, обобщает

данные отдельных культурологических наук и концентрирует

в себе все существенное, относящееся к знанию о культуре.

Нам кажется, что отождествление культурологии с философией

культуры некорректно и неприемлемо. Не отрицая того общего, что

существует между этими сферами знания, хотя бы потому, что обе

они так или иначе относятся к культуре, следует принять во внимание

и различие, существующее между ними. Ибо это различие и

составляет ту оригинальность, то своеобразное новое, что привносится

ими, и прежде всего философией культуры, в представления о

культуре и месте человека в ней.

Чтобы понять то, что мы имеем в виду, еще раз обратимся к

понятию культурологии. Именно к ней относится все то, что в изложенной

выше позиции приписано философии культуры. В самом общем

смысле культурология может рассматриваться как наука, изучающая

культуру как таковую, отвлекаясь от ее проблем, форм, видов и

типов. Культурологию как общую теорию культуры интересует то

универсальное, а следовательно, основное, что объединяет конкретно-

исторические типы культур, культуры отдельных обществ, наций и

этносов и объясняет ее базовые характеристики.

Культурология занимается не столько изучением общих законов

существования культуры, сколько установлением способов их проявления

и действия в частных и специфических формах культурной

деятельности. Она выявляет общие функции культуры, условия их

реализации, обеспечивающие удовлетворение культурных потребностей

человека. Каждая, даже на Первый взгляд простая, или, на языке