logo
учебник Солонин, Каганов

XI. Ценности

Практически все культурологи согласны с тем, .что в содержа-1

нии культуры важное место занимают ценности. Однако как толь^

ко речь заходит о природе этих ценностей, начинаются споры.

В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях —

аксиология (от греч. axia —ценность и logos —слово, учение)1.]

Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать ≪благое≫, ≪прекрасное≫ щ

справедливое≫ как основные ценности бытия. А философы-неокан-]

тианцы фрейбургской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт несколько

позже впервые создали теорию ценностей, в которой представи-1

ли их как феномены культуры. Риккерт писал, что ценности образуют

совершенно самостоятельное царство≫, которое лежит вне ≪царства]

бытия≫. Например, картина обладает бытием как нечто состоящее из]

полотна, краски, лака, но все это, взятое само по себе, не образует!

эстетической ценности. Из этого он делал вывод о необходимости]

различать два типа наук —науки о природе (бытии) и науки о культуре

(ценностях).

Анализ различных подходов к пониманию ценностей увел бьН

нас слишком далеко. Не вдаваясь в него, будем исходить из следу-i

ющих представлений. Ценность —это фиксированная в сознании]

человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для!

человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные

эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает

их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как матери-

' Так ее стали называть с начала XX в. П. Лапи, Э. Гартман и затем другие

философы.