logo
учебник Солонин, Каганов

272 Глава 12. Типологические характеристики культур

Соотношение в знаковом значении его семантической и синтактической

составляющих предопределяет выделение четырех способов

трактовки знаков.

1. Код культуры базируется .на семантическом принципе.

2. Код культуры базируется на синтактическом принципе.

3. Код культуры исходит из установки на отрицание обоих принципов.

4. Код культуры основывается на синтезе обоих принципов.

В реальных культурах, разумеется, имеют место все четыре варианта.

Речь может идти лишь о тенденции к доминированию того

или иного из них. Люди обычно не задумываются над характером

кода своей культуры, и способ преобладающей трактовки знаков

ими не осознается. Однако семиотический анализ обнаруживает,

что в истории культур на разных стадиях их эволюции существуют

доминирующие принципы организации культурного кода. Так, в

истории русской культуры со времен Киевской Руси до середины

XIX в. прослеживается последовательная смена всех четырех указанных

типов культурного кода.

Семантический тип в наиболее чистом виде представлен в

русской культуре раннего Средневековья. Для него характерно представление,

выраженное библейской формулой: ≪Вначале было слово

. Окружающий мир делится в этой ментальности на две части — явления практической жизни и явления действительно важные, значимые.

Первые не обладают выраженной ценностью. Средневековый

человек как живое создание, конечно, не может существовать

без достижения практических целей, но как социокультурное существо

он должен ≪презирать вещи и стремиться к знакам≫ (Лотман).

Убедительное документальное воплощение духа времени —Русская

Правда (XI—II вв.): преступления, наносящие не фактический,

а ≪знаковый≫ ущерб, наказываются в ней сильнее. Большое

значение придается оппозиции ≪честь —слава≫. В средневековом

сознании честь понимается как почет, имеющий материальное выражение:

княжеское пожалование, дар, долю в добыче. Слава же

представляется почестью без материальных преимуществ. Она имеет

чисто духовное значение (славу может получить мертвый —в

памяти, песнях, преданиях). В глазах средневекового человека слава

стоит неизмеримо выше чести. Глубокий смысл средневековой культуры

имеет местничество: ≪место≫ выступает знаком, символом реального

существования человека; ≪потерять место≫, значит, ≪перестать

существовать≫.

Любая форма деятельности, чтобы приобрести социальную значимость,

должна превратиться в ритуал, имеющий знаковый, симво-