logo
учебник Солонин, Каганов

18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 467

Для классического греческого мира это была идея бытия, воплощенного

в пластические формы; для христианского Средневековья —идея

божества как властелина человеческого существования. В эпоху

Возрождения высшей ценностью была названа верность природе

как идеалу. В конце той эпохи выдвинулась идея индивидуальности

личности как нравственной ценности. XIX в-, возвысил значение

общества как подлинной реальности, личность оказалась при этом

в подчинении.

На пороге XX в. центральное место в интеллектуальной истории

занимает понятие жизни как высшей ценности. Произведения искусства,

научные открытия, политические движения и юридические

законы должны содействовать развитию.и утверждению этой ценности.

Но если они противостоят ей, то должны уйти со сцены, ибо

не соответствуют гуманистическим идеалам времени. В преодолении

этого противоречия и состоит динамика культурного развития.

Культура возникает как искусственное творение человека, и до

определенного времени ее формы тесно связаны с его желаниями

и ценностями. Но парадокс культуры, удивительно точно подмеченный

Г. Зиммелем, заключается в том, что она способна ≪отрываться

от жизненного содержания, превращаться в пустую форму, лишенную

смысла. Отдаляясь от реальной жизни, такие формы культуры

становятся чуждыми и даже враждебными. Социальные роли,

столь уважаемые в прошлом, становятся безжизненными масками;

политическая борьба принимает форму театрального зрелища; любовь,

лишенная искренности, приобретает формальный характер.

Трагедия культуры состоит в постоянном возникновении культурных

форм, порождаемых человеком, и столь же последовательном

отчуждении от этих форм, стремлении их преодолеть, ≪скинуть

, опровергнуть, чтобы они не мешали созданию нового. Жизнь

как бы обречена вечно воплощаться в формах культуры, но эти же

формы, ≪застывая≫, создают препятствия на пути общего, движения.

В преодолении данного противоречия заключен внутренний импульс

развития культуры.

Другим важным аспектом в философии культуры Г. Зиммеля

является соотношение понятий ≪культуры и культурности≫. Оба термина

имеют принципиальное значение в его философии культуры.

Всевозможные нормы и манеры поведения, этикет и утонченность

вкуса и т.д. составляют лишь внешний и не самый важный

признак культуры. По своей форме они бывают далекими от внутренних

помыслов личности, выражая лишь степень необходимой

учтивости, подражая общепринятым нормам и отношениям. Внешний

рисунок≫ поведения может служить самым коварным целям