logo
учебник Солонин, Каганов

3.4. Культурология и социология культуры

Перечень областей знания, которые изучают культуру, довольно

широк. Часть их включена в культурологию', часть имеет к ней

отношение своими выводами или некоторыми данными и результатами.

В последнем случае они существуют как отдельные науки,

применяя свойственные им методы к изучению предметов, непосредственно

не составляющих сферу их познания. Такова социология

—наука, исследующая общество. Социологический подход к

культуре можно было бы обозначить как социологию культуры.

Этот подход, состоящий в применении методов и понятий, разработанных

в социологии, к явлениям, хотя и возникшим в процессе

общественной жизни человека, но имеющим свою специфику, например

к политике, правовой сфере, искусству, экономике и др., привел

к возникновению отдельных научных областей: социологии

политики, социологии права, социологии искусства и т.д. В их ряду

находится и социология культуры.

Культура тесно связана с обществом. Она является порождением

общественной жизни человека и вне ее невозможна. Не случайно

на протяжении длительного времени культуру не могли выделить

из массы других элементов общественной жизни и изучали

в ряде других социальных явлений. Даже после осознания культуры

как автономной сферы жизни и выделения ее в особую сферу

познания она долго не рассматривалась как нечто самостоятельное,

живущее и развивающееся по своим собственным, отличным от

социальных законам. Утвердилось, в частности в марксистском обществоведении,

представление о ≪вторичном≫ характере культуры,

порождаемой ≪первичными≫, т.е. базовыми, более важными, сферами

общества. К последним причислялись экономика, социальные

отношения, политика. Культура же расценивалась как обрамление,

дающее им духовные и идеологические выражения, обслуживающее

их. Такое понимание статуса культуры сказывалось и на отношении

к ней как к явлению второстепенному. Эта точка зрения нашла

выражение в известном принципе ≪остаточного≫ финансирования

культуры и ее учреждений, свидетельствующем о недооценке ее и

в массовом, и в профессиональном сознании.

В последние десятилетия прошлого века у нас и за рубежом

произошел своего рода культурологический переворот. Проблемы

культуры не только приобрели статус самодостаточности и в научном

отношении стали предметом изучения вполне самостоятельной

науки —культурологии, но постепенно вышли на первое место.

Получил признание тот факт, что проблемы культуры, политика

в .области культурных отношений имеют не менее важное значе-