logo
учебник Солонин, Каганов

96 Глава 5. Субъект культуры

логическом, и в культурологическом отношениях? Прежде всего

потому, что в них выражается одна из важнейших имманентных

человеческих сущностей, реализуются экзистенциальные, т.е. фундаментально-

жизненные, потребности человека как такового.

Экзистенциаль- Потребности человека —одна из сквозных тем й

ные потребности общественной мысли со времен Античности. Мыслители

разных времен пытались дать свою интер-,

претацию того, что ≪можно считать подлинно-человеческой, т.е. при-*

сущей любому человеку от рождения вне зависимости от того, где и

как он проживает свою жизнь, потребностью, а что —капризом эпсн

хи или личной прихотью. Среди всего многообразия мнений очень

удачной и убедительной считается типология экзистенциальных псы

требностей человека, предложенная немецко-американским психо-'

логом, психоаналитиком и философом, причисляемым к мощной традиции

экзистенциализма, Э. Фроммом. Учение об экзистенциальных

(уже в самом названии подчеркивается их фундаментальный характер)

потребностях является центром культурантропологической кон

цепции мыслителя. Э. Фромм выделяет пять потребностей: в обще-,

нии,трансценденции,≪укорененности≫, самоидентичности и системе!

ориентации. Они имманентны человеческой сущности и никогда не!

удовлетворяются в полной мере, выступая стимулом прогрессивного

развития. Осознание их неизбывности и недостижимости чрезвьи

чайно важно, ибо способствует творческой активности.

Каждая из потребностей может быть удовлетворена как здоро4

вым, нормальным, естественным образом, так и нездоровым, невротическим,

аномальным путем. В зависимости от того как —есте*:

ственно или неестественно —удовлетворяются в том или ином;;

обществе экзистенциальные потребности человека, формируются

≪здоровые≫, гуманистические, либо, напротив,≪больные≫,≪садомазохистские

≫ группы и типы людей.

Здоровое удовлетворение потребности в общении реализуется

в альтруистической любви, основанной на заботе и ответственности

за других; нездоровое же —посредством насилия, подчинения

других себе. Материнская, отцовская, сыновья, братская, гетеросек-:

суальная любовь, а также любовь к Богу и самому себе могут иметь'

как здоровый, так и нездоровый оттенок. Подмена одного вида любви

другим приводит к ≪утрате аутентичности≫ (подлинности ЯШ

становится причиной невроза.

Потребность в трансценденции, т.е. в выходе за физиологические

границы собственного Я, также реализуется и в здоровых, и в

нездоровых формах. Естественным путем она приводит к созида-