logo
учебник Солонин, Каганов

458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

ского рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным пер

менам и прогрессу. История культуры характеризуется неравн

мерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. И

мерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре

какой-то общей шкале —задача необычайно сложная.

Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации

весьма частые явления в жизни народов. Разрушительные действй

способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах и

требить культуру всего мира. ≪Прогрессивное движение в культ

ре, —приходит к выводу Э. Тайлор, —распространяется и стан

вится независимым от судьбы своих начинателей≫1. Благодаря пр

цессу распространения культуры обычаи и изобретения дав"

исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их перй

жил. ≪Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути о

клонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе≫2,

заключает Э. Тайлор.

Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устойчивости

в культуре, исторической преемственности, передаче кул

турного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобля

развитие культуры потоку, который, однажды, проложив свое ру

ло, продолжает течение целые века.

Изучение истории человечества и древних форм его жизни я!

ляется необходимой частью развития мировой цивилизации и должн

занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эт>

знания имеют не только научный интерес, но и большое практичес!

кое значение. Они показывают нам, в какой мере представления ;

поступки современных людей являются продуктом тех явлени"

которые возникли на ранних стадиях развития культуры.

Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает:

влияние на многие стороны повседневной культуры. Именно по!

этому исследования прошлого должны простираться до самых глуч

боких слоев культуры, которые помогут более полно представит!

современное развитие материальной и духовной жизни, ее достоин

ства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.

Э. Тайлор возлагает большие надежды на науку о культуре;

Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствие

на пути к нему, наука о культуре является наукой преимущественна

преобразующей≫3.

' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 44.

2 Там же. С. 64.

3 Там же. С. 508.