logo
учебник Солонин, Каганов

18. 3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫

Философия жизни≫ —направление в западно-европейской

философской мысли, сложившееся в последней трети XIX в. в

Германии. Для него характерен резкий протест против панлоги-

ческого усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность

И абстрактный рационализм, которые оказались во многом несостоятельными

перед запросами времени. В рамках этого направления

была выдвинута идея о том, что философия не должна опираться

исключительно на естественные науки при построении картины

мироздания, что следует отдать приоритет художественному

нидению, которое в большей степени, чем точные науки, способно

запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни. Кроме

того, было обращено внимание на человека, его реальные жизненные

проблемы. В целом ≪философия жизни≫ может рассматриваться

как реакция на рассудочный век Просвещения, главным

пафосом которой было противопоставление разуму сил самой

жизни, иррациональных и недоступных для рационального осмысления.

'•;.;

Его представители ставили перед собой задачу построения целостного

миропонимания, опираясь исключительно на понятие ≪жизнь≫;

с помощью этого понятия создавалось представление о мире как о

чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой

жизни И тех ценностях, которые придают ей этот смысл. Исходя из

юга, что жизнь человека —это ценность, ее рассматривали только

с позиций полноты жизненного проявления. В силу того что понятие

жизни довольно расплывчато, возникли различные его интерпретации:

биологические, психологические, культурологические. Поскольку

рассматриваемое направление —иррационалистическое

мировоззрение, особую привлекательность в нем получили нерационалистические

формы познания мира, во многом близкие восточному

мироощущению.

Философия жизни≫ оказала огромное воздействие на европейскую

культуру и самосознание в XX в. Это направление представлено

именами Ницше, Дильтея, Шпенглера, Бергсона, Зиммеля.