logo
учебник Солонин, Каганов

518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.

зрения, принципиально отличный от мировоззрения, выражаемого

реалистическим искусством. По мнению Беньямина, современность

и эпоха барокко имеют много общего, поскольку все искусство барокко

он рассматривает под знаком упадка. Причем упадническое

искусство ≪не хуже≫ классического. Действительность в произведениях

искусства барокко предстает как внутренне разорванная,

незаконченная. Это содержание способна передать аллегория, прямо

противоположная тому, что Гегель называл образом, а Гёте — символом. Если образ или символ основан на единстве сущности и

явления, где общее обнаруживается как внутренняя природа особенного,

то аллегория построена на противоречии сущности и явления,

и потому способна выразить изломанный, заброшенный, фрагментарный,

катастрофический мир. Причина обращения целой художественной

эпохи (барокко) к аллегории коренится в изменении

самой действительности, в качественном изменении мировоззрения,

побуждающих искусство к изменению его содержания. Аллегории

века барокко могут, по Беньямину, означать все, что угодно, и всегда

иное, нетождественное самому себе. Аллегория позволяет сказать

больше правды о человеческом существовании как таковом, чем гармоническое

искусство классики. Осмысливая ≪трагическую игру≫

барокко, Беньямйн предвосхищает постмодернистский тезис об отсутствии

финальных≫ смыслов в компонентах духовной культуры,

оправдывает аллегорию как форму выражения в переходные,

катастрофические эпохи.

В эссе ≪Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости

(1936) идет речь о влиянии техники на художественное

творчество, на возможность репродуцирования и тиражирования

произведений искусства, что создает принципиально новую

ситуацию в мире художественной культуры. Ритуальные черты,

которые изначально связывали искусство с религией, культом, утрачивают

свое значение. Теперь в искусстве определяющей становится

его выставочная ценность, способность стать массовым продуктом

потребления. В этой связи утрачивается то, что всегда сопутствовало

произведению искусства, —≪аура≫, произведение

вырывается из истории и традиции. Изменяются позиции художника

и зрителя. Так, в кинематографе моделируется реальность из

множества фрагментов. Беньямйн обращает внимание на то, что

искусство становится важной политической силой, которая используется

фашизмом для эстетизации политики, оказывается существенным

фактором политического воздействия на массы.

М. Хоркхаймер (1895—973), будучи основателем франкфуртской

школы, выдвинул обширную программу ≪социальных исследо-